Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Иоша Алла Степановна | |||
24.07.2018 11:44 | |||
Развитие речи в дошкольном возрасте посредством игровой деятельности. В настоящее время вопрос развития речи дошкольников стоит весьма остро. Вероятнее всего, что это связано с тем, что сейчас дети, ровно как и взрослые, стали проводить больше времени за компьютерами, планшетами и другими средствами современной коммуникации, чем друг с другом. Дети, которые не получили в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, весьма трудно наверстывают развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать словарь ребенка, приучать его самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные процессы. Дошкольный возраст- это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи, а так как основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра, то необходимо использовать развивающие игры. Данный возрастной период является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда складывается воля и произвольное поведение, инициативность, развиваются творческие наклонности, воображение, возникают основы личности. Но все мы знаем, что эти качества формируются не на учебных занятиях, а в ведущей деятельности дошкольника — игре. Самое существенное изменение, которое отмечают не только психологи, но и большинство опытных дошкольных педагогов, заключается в том, что дети в дошкольных образовательных учреждениях стали меньше и хуже играть, в особенности в сюжетно-ролевые игры. Это объясняется банальной нехваткой времени на игру. Действительно, в связи с обучающими занятиями, большим количеством документации у педагогов, в большинстве детских садов режим дня перегружен и на свободную игру остаётся не более часа. Однако, даже в этот час, по наблюдениям педагогов, большинство детей не могут содержательно и спокойно играть — они возятся, дерутся, толкаются — поэтому воспитатели стремятся заполнить свободное время детей спокойными занятиями или прибегать к дисциплинарным воздействиям. При этом можно с уверенностью сказать, что большинство детей просто не хотят играть, т.к. они не привыкли к такому времяпровождению. Но и ведь действительно так. Оглянитесь, игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения другому — от старших к младшим. В настоящее время данная связь детских поколений прервана: дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да еще и некоторые из них просто не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то стараются поучать. Ведь образование в нашей жизни играет немаловажную роль. В результате мы замечаем, что игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней, кстати говоря, уходит и само детство. Сокращение игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психологическом и личностном развитии детей. Ведь не секрет что логическое мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка начинают интенсивнее развиваться в игровом процессе. Ведь в игре ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, причём это доставляет ему максимальное удовольствие, что помогает сделать поведение ребенка осознанным. Поэтому игра — это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность, научиться контролировать и оценивать себя, понимать, что они делают, и действовать правильно. Сейчас же педагоги стали замечать, что у большинства из детей не развито воображение, отсутствует творческая инициатива и самостоятельность мышления. А так как мы знаем, что дошкольный возраст является оптимальным периодом для формирования этих важнейших качеств, трудно пребывать в иллюзиях о том, что все эти качества разовьются в более зрелом возрасте. Между тем и родителей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Игра
Общество в жизни ребенка — это коллектив детей, в котором он живет, растет и развивается. Основной вид деятельности — это игра. Соответственно и значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждое действие — свой глагол. Слово является для ребенка частью действительности. Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,, как важно в интересах стимулирования деятельности детей и развития их языка продуманно организовать их игровую обстановку, предоставлять им в соответствующем отборе предметы, игрушки, которые будут питать эту деятельность и на основе ею обогащаемого запаса конкретных представлений развивать их язык. Участие воспитателя в свободных играх детей не может ограничиться организацией обстановки, подбором игрового материала. Он должен проявлять интерес к самому процессу игры, давать детям новые, с новыми ситуациями связанные слова и выражения; разговаривая с ними по существу их игр, влиять на обогащение их языка. Руководя наблюдениями детей при ознакомлении их с окружающей средой, воспитатель должен содействовать тому, чтобы наблюдаемая детьми жизнь стимулировала их к воспроизведению в игре и в языке, своих положительных, лучших сторон. Таким образом, педагогические мероприятия в организации свободной игры детей можно свести к следующему:
Играющий ребенок постоянно говорит; он говорит и в том случае, если он играет один, манипулирует предметами, не стимулирующими к разговору. Но есть игрушки, значение которых как стимулов для проявления речи детей исключительное. Это игрушки, изображающие одушевленные предметы: животных, людей. Собака, котенок или медвежонок, с которыми играет ребенок, для него — живые существа. Взрослые уделяют недостаточно внимания свободным, но под педагогическим контролем оформляющимся играм детей. В режиме детского дня для таких игр должно отводиться определенное, соответствующее их значению время. Педагоги должны овладеть методикой организации таких игр, прежде всего в интересах развития языка детей. Особого внимания к себе требуют подвижные игры, которые обусловлены определенными правилами, соблюдать которые маленьким 3-4-летним детям трудно. Толковое и понятное разъяснение детям правил игры, совместное с ними обсуждение условий проведения — уже путь к развитию их языка. Хорошо подводить старших детей к тому, чтобы они толково излагали правила той или другой игры товарищам, с ней еще незнакомым. Изредка следует предлагать всему коллективу детей сообща рассказать о том, как мы проводим ту или другую игру. Таким высказываниям мы придаем большое значение. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие. Вначале, предлагая новую игру, воспитатель сам четко и выразительно прочитывает относящийся к ней стишок. В течение игры стихи прочитываются несколько раз, а любимые детьми игры вообще повторяются много раз. Не удивительно, что дети скоро запоминают текст стиха; тогда они могут во время игры читать его сами. К стихам этого рода, как и к фигурирующим в игре считалочкам, предъявляются те же требования, что к стихам вообще. Итак, какую роль играет взрослый человек, используя слово для ознакомления ребенка с миром вещей? Он является посредником между предметом и ребенком, способствует последовательному выделению отдельных предметов сознанием ребенка из окружающей сложной среды; знакомит с наименованиями предметов. Это происходит в процессе самой жизни, в общении с представленными в ней вещами.
|