Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Жильцова Евгения Владимировна | |||
21.07.2018 13:43 | |||
Использование авторского пособия «Волшебный круг» для развития речи детей старшего дошкольного возраста Автор: Жильцова Е.В. воспитатель I квалификационной категории МБДОУ «Детский сад № 33» г. Златоуст В последние годы увеличивается количество дошкольников с нарушением речи. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе можно отметить маленький словарный запас, пассивность творческого воображения и мышления. Считаю, что формирование творческого воображения и мышления в рамках развития речи, будет заложено тогда, когда педагогом будут использоваться нетрадиционные материалы для развития потенциала речевой активности ребёнка.
Чтобы добиться положительных результатов в своей работе, передо мной стояла задача, изучить как можно больше методик, технологий, пособий, которые имеют нетрадиционный характер и положительно влияют на формирование речи у старших дошкольников. Анализируя разные методики и технологии, меня заинтересовала технология ТРИЗ. Это одна из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей. Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения. При использовании элементов ТРИЗ заметно активизируется творческая и мыслительная активность у детей, так как ТРИЗ учит мыслить широко, с пониманием происходящих процессов и находить своё решение проблемы. Изобретательство выражается в творческой фантазии, придумывании чего-то, что потом выразится в различных видах детской деятельности – игровой, речевой, художественном творчестве и др. Хороший пример нетрадиционного пособия для развития речи по технологии ТРИЗ являются «Загадочные колеса» Р. Луллия. Такое пособие отлично подходит, как для развития речевой активности дошкольника, так и активизирует творческое воображение, мышление и логику. Работа строилась в следующих направлениях:
Это пособие стало отправной точкой в создании собственного нетрадиционного пособия «Волшебный круг». Цель пособия «Волшебный круг»:
Игровые упражнения с детьми по кругу этого пособия решают следующие задачи:
Роль педагога в игре «Волшебный круг».
Пособие «Волшебный круг» — представляет собой пластиковый круг со стрелочкой в центре, напоминающий поле чудес. Для изготовления пособия был взят лист пластика для изготовления стендов, вырезан круг диаметром 65 см. К центру круга прикрепили болтом стрелочку. Разделили круг на 12 секторов (каждый сектор имеет своё обозначение). Были подобраны картинки, в соответствии с тематическими неделями для детей старшего возраста. Картинки для проведения любой игры могут иметь различные варианты, так как все 12 игр разработаны для постоянного использования в деятельности педагога и дошкольников. Описание дидактических игр на основе кругов Луллия к пособию «Волшебный круг». Ребенок бросает кубик, например: выпадает цифра – 5, поворачивает стрелочку на сектор под №5, видит условное обозначение, берет карточку и выполняет задание. Сектор № 1 Дидактическая игра: «Назови ласково». Сектор №2 Дидактическая игра: «Часть и целое» Сектор № 3 Дидактическая игра: «Большой и маленький». Сектор № 4 Дидактическая игра: «Употребление предлогов». Сектор №5 Дидактическая игра: «Какое, какой, какая?» Сектор №6 Дидактическая игра: «Четвёртый лишний» Сектор №7 Дидактическая игра: «Однокоренные слова» Сектор №8 Дидактическая игра: «Назови четвёртое слово». Сектор №9 Дидактическая игра: «Музыкальная пауза». Сектор №10 Дидактическая игра: «Действие предмета». Сектор №11 Дидактическая игра: «Веселый счет». (1, 2, 5) Сектор №12 Дидактическая игра: «Один и много». Применение ТРИЗ в обучении дошкольников позволяет вырастить из детей настоящих выдумщиков, которые во взрослой жизни становятся изобретателями, генераторами новых идей. Используя пособие «Волшебный круг», а так же «Загадочные колеса» Р. Луллия у детей обогатился словарный запас, ребята научились решать проблемные ситуации. К различным заданиям дети подходят творчески, фантазируя, изобретая, они придумывают, что — то новое и интересное.
|