Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Соболева Наталья Павловна | |||
15.07.2018 09:48 | |||
Педагогическая статья на тему «Игра как лучшая форма работы с дошкольниками по развитию речи» Дошкольное детство — уникальный период жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. Речь сопровождает практически каждую деятельность ребёнка, совершенствует её и обогащается сама. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем. Она выполняет в жизни человека самые разнообразные функции — общение, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.
Все функции речи взаимосвязаны между собой: они формируются посредством друг друга. Речь ребенка проходит сложный и большой путь развития, тесно связанный с общим психическим становлением ребёнка-обогащение его деятельности, восприятия, мышления, воображения, эмоционально — волевой сферы. Когда дошкольник меняет свой статус и становится школьником, взрослые начинают предъявлять ему более высокие требования. Прежде всего, это касается уровня речевого развития. Поэтому педагоги и родители должны позаботиться о полноценном развитии речи ребёнка еще в дошкольном возрасте, чтобы в школе он не испытывал дискомфорта, тревожности, неуверенности в себе. В настоящее время наблюдается резкое увеличение количества детей с отклонениями в речевом развитии, особенно заметен рост недостатков звукопроизношения. В современном мире немаловажными причинами являются постоянно включенные телевизор, компьютер. Ведь все осознают, что в последнее время многие родители стали уделять меньше времени общению со своим ребёнком, часто заменяя себя компьютером или откупаясь от него дорогими, но пустыми в плане развития игрушками. В настоящее время проблема развития речи ребенка, является одной из актуальных. Исследования последних лет показали, что речевая работа с дошкольниками должна организовываться на более высоком уровне. Учитывая, что игра в дошкольном возрасте — ведущая деятельность детей, можно считать своей целью способствование активизации речи в разных видах деятельности посредством игры. Задачи:
Первоочередной задачей нужно считать постоянное пополнение и изменение предметной развивающей среды. Рациональное использование пространства группы позволяет создать в ней оптимальные условия для размещения различных игровых зон. Театральный уголок- любимая зона детей. Здесь дети перевоплощаются, фантазируют, входя в образ, ведь от лица героя говорить легче, чем от себя. Основная задача, которая решается в процессе театрализованных представлений — развитие диалогической и монологической речи, обогащение словарного запаса, закрепление правильного произношения звуков. Лего — город «Юный конструктор» развивает у детей логическое мышление, учит анализировать постройку, способствует развитию связной речи. Сюжетно-ролевые игры занимают ведущее место. Игра учит детей объединяться, договариваться. Происходит обогащение словарного запаса, развитие диалога и монолога. Одним из эффективных средств развития, коррекции речи дошкольников является дидактическая игра, поскольку ребёнок не просто выполняет требования взрослого, но и активно действует. Дидактические игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Одну и ту же игру можно использовать и подать детям по- разному, при этом получится разный результат. Например, игра «Кому? Что нужно для работы?». Можно раздать детям карточки с изображением профессий и попросить распределить инвентарь. Условие игры выполнено, но деятельности направленной на развитие речи нет… А можно разделить детей на группы, раздать карточки с изображением профессий. Одному ребёнку дать изображение, другим перемешанные картинки с инвентарём. Дети по одному будут распределять инвентарь, при этом описывая его, и давать объяснение: для чего это предмет предназначен, как он используется и т.д. Дидактические игры подбираются по разделам: формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, развитие связной речи. В старшем дошкольном возрасте большое значение имеют игры на развитие фонетического слуха и зрительно-слухового анализа, на развитие мелкой моторики, это очень важно для подготовки пальцев к письму. Работа с детьми по речевому развитию проводится в совместной деятельности, на прогулке, в режимные моменты, а также игры включены в занятия по развитию речи, ознакомлению с окружающим, ФМП. С переходом к ФГОС ДО перед педагогами стоит важная задача: во время игры нужно не только научить воспринимать программный материал в процессе игры, но и педагогу не управлять детьми, а заинтересовывать их, действовать, используя «принцип рыболова» — подводить детей к определённым выводам, к открытиям, которые ребёнок должен сделать сам. Какие же открытия может сделать ребёнок в образовательной деятельности, направленной на развитие его речи? Ребёнок должен усвоить определенные правила и каноны родного языка без формулировок этих правил. А вот здесь и нужна игра, игровая деятельность, которая даёт определённый речевой образец. Дети быстро включаются в речевую игру, сами не понимая, как у них так здорово это получается. Обилие игровых методов и приёмов, наличие игровой мотивации на занятиях позволяет сделать процесс обучения комфортным для детей. Особое значение в работе предаётся организации свободного времени дошкольников. В трудах Н.П. Сакулиной, Т.М. Осокиной, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой отмечается, что продуманная организация свободного времени ребёнка имеет большое значение его всестороннее развитие. В работе со старшими дошкольниками широко используются литературно- речевые досуги. По форме и организации это различные «путешествия», «приключения», например «путешествия в мир сказок», «в гостях у ребят Поиграйкин». Интеллектуально- речевые игры. К ним относятся викторины, конкурсы. По форме организации они напоминают телеигры «Что? Где? Когда?», «КВН», «Умники и умницы», «Поле Чудес». Главная задача речевых праздников не только дарит радость, но и решает задачи речевого развития дошкольников. Речевые игры в группе и на прогулке. «Хорошо-плохо» Для этой игры желательно нечётное число участников. Первый игрок говорит предложение, начинающееся со слова «хорошо», следующий за ним говорит предложение, начинающееся со слова «плохо». «А у нас в квартире газ, а у вас?» Смысл тот же, что и в стихотворении «А что у вас?» С. Михалкова. Игроки по очереди вставляют реплику, прибавляя в конце фразу «А у вас?» Примеры. А у нас сегодня лето, а у вас? А у нас цветёт цветок, а у вас? А у нас вода идёт, из трубы фонтаном бьет, а у вас? Участникам задается слово (существительное). Первый участник даёт первое, следующий второе и т.д. Участник, давший пятое определение, задаёт новое слово- задание. Примеры. Полотенце — бумажное, махровое, цветное, кухонное, банное. Крокодил — страшный, зелёный, зубастый и т.д. «Чтобы — нужно» В этой игре присутствует логическая цепочка. Последняя часть предложения — задание для следующего игрока. Примеры. Чтобы съесть конфету, нужно вымыть руки. Чтобы вымыть руки, нужно открыть кран. Чтобы открыть кран, нужно быть сильным. Чтобы быть сильным, нужно хорошо кушать и т.д. Хочется подчеркнуть, что игровая деятельность, направленная на развитие речи старших дошкольников даёт возможность вести работу интересно. При этом педагог должен сам очень хорошо владеть определённым объёмом знаний: иметь чистую (в звуковом отношении), правильную, грамотную, образную речь, знать детскую литературу, уметь правильно, логично и увлекательно для ребёнка поставить вопросы, обладать талантом доверительного разговора с детьми. Шаг за шагом, через игру, мы научим ребёнка размышлять, выражать свои мысли правильными и распространёнными предложениями. Наиболее эффективных результатов в речевом развитии детей можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. А главное целенаправленно стремиться вызвать у родителей интерес к собственному ребёнку, помочь в формировании правильного подхода к нему, способствовать с позиции интересов ребёнка осуществить формирование речевых умений. Работу проводить по двум направлениям: индивидуально (беседы, консультации, поручения родителям) и с коллективом родителей (родительские собрания, информация в уголок для родителей). Примерные консультации для родителей: «Азбука общения с ребёнком», «Игры, которые помогут подготовить ребёнка к школе». Памятки для родителей: «Речевое развитие детей», «Артикуляционная гимнастика», «Дидактические игры для развития речи».
|