Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Викторова Екатерина Евгеньевна | |||
14.07.2018 20:08 | |||
Семинар — практикум «Использование приемов и методов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП» Выполнила: Воспитатель старшей группы Викторова Е.Е. МБДОУ «Детский сад №28 комбинированного вида» Цель: закрепление с коллегами знаний по использованию методов и приемов для развития речи дошкольников на занятиях по ФЭМП. Задачи:
Актуальность данной темы носит образовательный характер и учитывает два направления получения детьми знаний и умений: это широкое общение ребенка со взрослыми и сверстниками и организованный образовательный процесс. Практика начальной школы доказывает, что залог успешности обучения математики состоит в обеспечении эффективного математического развития детей в дошкольном возрасте, в умении педагогов ДОУ дать установку дошколятам на развитие математических способностей, познавательных интересов в индивидуальном подходе в обучении, в математически и методически корректной передаче знаний, умений, навыков.
К занятиям необходимо тщательно готовится:
НОД рекомендуется проводить в середине недели (вторник, среду) и сочетать их с занятиями по ИЗО, МУЗО, ФИЗО. На занятиях по ФЭМП решается ряд программных задач: 1)Образовательные – чему ребенка будем учить (учить, закреплять, упражнять). 2)Развивающие – что развивать, закреплять:
3)Воспитательные – что воспитывать у детей (математическую смекалку, сообразительность, умение слушать товарища, аккуратность, самостоятельность, трудолюбие, чувство успеха, потребность добиваться наилучших результатов). 4)Речевые – работа над активным и пассивным словарем именно в математическом плане. Методы, используемые на занятиях по ФЭМП для развития речи: 1. Словесный метод. Занимает не очень большое место в ФЭМП и в основном заключается в вопросах к детям, то есть вся работа построена на диалоге воспитатель – ребенок. Характер постановки вопроса зависит от возраста и от содержания конкретной задачи. В младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения. Используются прямые, конкретные вопросы: Сколько? Как? В старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе. Вопросы, в основном, поисковые: Как можно сделать? Почему ты так думаешь? Почему? Для чего? Зачем? 2. Практическим и игровым методам – упражнениям, игровым задачам, дидактическим играм, дидактическим упражнениям – отводится большое место. Ребенок должен не только слушать, воспринимать, но и сам должен участвовать в выполнении той или иной задачи. И чем больше он будет играть в дидактические игры, выполнять задания, тем лучше усвоит материал по ФЭМП. 3)Наглядный метод. Все занятие по ФЭМП строится на наглядности (демонстрационный и раздаточный). Неудачно подобранный материал отвлекает внимание детей, мешает усвоению знаний, правильно подобранный материал повышает эффективность обучения. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям:
Разминка для педагогов: Просклоняйте числительные по падежам: И. – пятьдесят Р. – от пятидесяти Д. – к пятидесяти В. – пятьдесят Т. – пятьюдесятью П. – о пятидесяти И. – шестьсот Р. – от шестисот Д. – к шестистам В. – шестьсот Т. – шестьюстами П. – о шестистах. Почувствовали, как сложно было справиться с заданием? Чтобы ребенок хорошо усвоил материал занятия, сам воспитатель должен прекрасно владеть математическим словарем (точность фраз, выражений, формулировок). Речь должна быть грамотной и в отношении грамматики, и в отношении математики. Сопряженная речь – воспитатель говорит вместе с детьми. Отраженная речь – ребенок повторяет речь воспитателя. Образец речи воспитателя – основной прием. Приемы, используемые на занятиях по ФЭМП для развития речи:
Принципы обучения ФЭМП:
Примерная предметно – пространственная среда математического содержания 1). 2 год жизни:
2) 3 год жизни:
Игры типа парных картинок и лото (ботаническое, зоологическое, лото-транспорт, мебель, посуда).
3) 4 год.
4) 5 год.
5) 6 год
Обогащение, закрепление, активизация словаря – постоянная составная часть программного содержания каждого занятия по ФЭМП в детском саду. Условное деление словаря на активный и пассивный дает возможность последовательно вести занятия от понимания смысла (значения) слов, обозначающих количественные, пространственные, временные отношения, к точному и осмысленному употреблению в речи. Словарь, который усваивают дети на занятиях по ФЭМП, складывается из отдельных слов и словосочетаний, представленных разными частями речи. Его специфическая особенность – значительное преобладание таких частей речи как числительных, прилагательных, наречий, предлогов, которые в обычном речевом общении дети используют редко и не всегда точно. На занятиях дети должны учиться не только, распознавать величину предметов, но и правильно отражать свои представления:
Процесс ФЭМП, развитие умения обосновывать свои практические действия, опровергать неправильные высказывания, доказывать правоту, способствует совершенствованию связной речи. В д/и «Составь задачу» ребенку приходится придумать маленький рассказ: 3+1=, ребенок рассказывает «Мама решила сварить суп. Ей понадобилось три картошки и 1 морковь. Всего мама использовала 4 овоща» или «У меня была 3 карандаша, а у моего друга 1, всего у нас было 4 карандаша» и т.д. Ребенок должен показать в своем ответе умение не столько дать правильный ответ, сколько разбираться в структуре рассуждений, знать значение каждого математического термина, самостоятельно мыслить. В математической речи не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки, т.к. лишние слова затрудняют понимание существа вопроса, на них затрачивается внимание, время и мысль слушателя. Речь должна быть убедительной, краткой, ясной. На своих занятиях по математике мы широко используем разного рода речевой материал: стихи, считалки, загадки, фольклор, которое не только развивает речь, но и помогает оживить занятие, наполнить его эмоциональным содержанием, например: Четыре зайца шли из школы, Активизировать детей на занятии, заинтересовывать помогают разного рода физминутки, например: -А, заодно, и вам предлагаю немного отдохнуть, встаем из-за стола на коврик для разминки: Эй, ребята, что вы спите?! Вместе дружно становитесь! Слева – друг и справа – друг. Вместе все в веселый круг! Под веселые напевы повернемся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз, вверх и снова поклонись. Вправо, влево головою, руки вверх, перед собою. Топни правою ногой, влево шаг и снова стой. Топни левою ногой, вправо шаг и снова стой. Шаг назад и снова стой. Шаг назад, два вперед. Вправо, влево поворот. Покружимся, повернемся, снова за руки возьмемся! Шага три вперед, дружок, станет тесным наш кружок! Покружились, потолкались, повернулись, разбежались! Физминутки веселые, динамичные, ребята их с легкостью запоминают, проговаривают на последующих занятиях, и тем самым развивают речь Данная физминутка служила не только для небольшого отдыха, но и помогала ориентироваться на себе и в пространстве. В группе мы проводит упражнения по ориентировке и на листе. Воспитатель объясняет, куда и что надо расположить, нарисовать, дети выполняют задание, а затем рассказывают, например, «я нарисовал желтый треугольник в правом нижнем углу» или «я написал цифру 5 между квадратом и трапецией» и т.д. Часто используем игру «Найди свое место» (детям раздаются карточки с цифрами, они разбегаются по группе и по команде выстраиваются по порядку, обмениваются карточками друг с другом, снова разбегаются и выстраиваются по порядку). Затем дети должны назвать, какой он по счету и между какими по счету цифрами стоит. Большое значение уделяем играм со счетными палочками. Например, д/у «Построй и сосчитай» (выкладывают геометрические фигуры, цифры, буквы или предметы, считают, сколько палочек на это понадобилось); д/и «На какую фигуру похож предмет?» (выкладывают предмет из палочек и называют геометрические фигуры, из которых сложен этот предмет. Разминка для педагогов: Головоломки с палочками. 1. Сложите домик из 11 палочек, затем переложите 1 палочку, чтобы дом смотрел в другую сторону, из каких геометрических фигур состоит ваш домик? Сколько палочек при этом использовали? Овладение словарем обеспечивает возможность объяснить и цель, и способ выполнения действия, и результат. Мы учим детей четко выражать свою мысль, делать вывод, объяснять, доказывать, использовать краткие и полные ответы. Все приемы – учебные, игровые, занимательные должны преследовать одну цель – развивать у детей мыслительную активность. Таким образом, можно говорить, что проблема развития речи дошкольников имеет большое значение для формирования математических представлений. Дидактические словесные игры способствуют обогащению словарного запаса детей новой лексики, совершенствуется четкое и внятное произношение детьми звуков, формируют умение строить логико-грамматические конструкции и развивают связную речь в целом.
|