Проект по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Раз – словечко, два — словечко»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» р.п. Вознесенское Нижегородская область
Руководитель проекта: воспитатель I квалификационной категории Куренкова Светлана Сергеевна р.п. Вознесенское, 2017
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы №2, родители.
Срок реализации: 1 месяц
Тип проекта: среднесрочный.
Вид проекта: развивающий, практико-ориентированный.
Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Скачать конспект
Проблема: дети младшего дошкольного возраста нуждаются во всестороннем развитии речи, включая обогащение и активизацию словаря, развитие грамматического строя речи, а так же связной речи.
Актуальность проблемы: речь помогает детям осознано воспринимать окружающий мир, и является средством общения. Дети, не получившие в младшем дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, а в будущем этот пробел в развитии речи влияет на их дальнейшее развитие. Речевое развитие дошкольника в соответствии с ФГОС дошкольного образования включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Цель проекта: развитие речи детей младшего дошкольного возраста в разные режимные моменты.
Задачи проекта:
- целенаправленно обогащать словарь детей;
- развивать грамматический строй речи, связную речь;
- формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками;
- воспитывать желание чаще слушать произведения художественной литературы;
- повышать компетентность родителей в вопросах речевого развития их детей.
Ожидаемый результат: в результате реализации данного проекта у детей расширится и активизируется словарный запас, обогатятся представления о ближайшем окружении, совершенствуется звуковая культура речи, выразительность, связная речь, повысится уровень познавательной активности, коммуникативных способностей, а так же совершенствуется умение правильно отвечать на вопросы.
Взаимодействие с родителями:
- Анкетирование родителей «Как говорит ваш ребенок»;
- Консультации «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
- Круглый стол «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
- Просвещение родителей: информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
- Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
- Конкурс «Речецветик».
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I этап. Подготовительный этап.
- Подборка и изучение методической литературы по теме;
- Диагностика детей на начало проекта (в рамках проекта);
- Анкетирование родителей по теме;
- Подбор и разработка информационно-просветительского материала;
- Разработка перспективного плана работы;
- Создание картотеки дидактических игр по развитию речи, подвижных игр с речитативами, пальчиковой гимнастики;
- Создание «Центра развития речи» в группе;
- Разработка итогового мероприятия «Поможем Колобку вернуться домой».
II этап. Этап реализации проекта.
Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта
Настольный театр «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Цель: Совершенствовать умение детей правильно управлять куклами на столе, произносить небольшие реплики из знакомой сказки.
Театрализованные игры «Как я мамочку люблю», «Кто сказал «мяу», «Репка», «Кого ты хочешь увидеть по телевизору».
Цель: Развивать связанную речь детей, умение обыгрывать знакомые произведения, ситуации.
Сюжетно – ролевая игра «Больница», «Магазин», ежедневные сюжетные мини – игры «Шоферы», «Строители», «Семья» и т. д.
Цель: Обогащать и активизировать слова детей, развивать диалогическую речь.
Чтение художественной литературы
Фольклор: «Чистая водица», «Дедушка Ежок», «Тили – бом», «Стучит, бренчит на улице», «Храбрецы».
Сказки: «Заюшкина избушка», «Лиса – лапотница», «Теремок», «Три поросенка».
Стихи: К. Чуковский «Краденное солнце», «Радость», «Доктор Айболит», В. Берестов «Весенняя сказка», Б. Заходер «Строители», С. Михалков «Про мимозу».
Рассказы: Е. Чарушин «Волчишко», Л. Толстой «Таня знала буквы», «Птица свила гнездо», К. Ушинский «Лиса Патрикеевна».
Цель: Знакомить детей с новыми произведениями, повторить полюбившиеся старые; обогащать словарь детей, развивать диалогическую речь, побуждая отвечать на вопросы педагога предложениями.
Наблюдения на прогулках:
- за живой, или неживой природой,
- ближайшими строениями,
- деятельностью детей,
- трудом людей.
Цель: Обогащать и активизировать словарь, развивать умение отвечать на вопросы педагога предложением, согласуя в нем слова в роде, числе, падеже.
Работа с родителями
- Анкетирование «Как говорит ваш ребенок»;
- Консультирование родителей по темам: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»; «Зачем нужна артикуляционная гимнастика», «Книга в жизни ребенка»;
- Участие родителей в круглом столе «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»;
- Информационный буклет «Рекомендации логопеда по развитию речи детей младшего дошкольного возраста»;
- Участие родителей в фотовыставке «Читаем вместе с мамой».
- Участие родителей в конкурс «Речецветик» (пополнение «Центра речевого развития» в группе дидактическими играми)
III этап. Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта «Раз – словечко, два – словечко»;
- Проведение итогового мероприятия – открытая организованная образовательная деятельность по развитию речи детей младшей группе «Поможем Колобку вернуться домой»;
- Постановка детьми русской народной сказки «Теремок»;
- Фотовыставка «Читаем вместе с мамой»;
- Подведение итогов конкурса «Речецветик». Награждение победителей;
- Составление рекомендаций по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
- Фотоотчет проведения проекта «Раз – словечко, два – словечко».
Список используемой литературы
- Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада, МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
- Затулина, Г.Я. Развитие речи дошкольников. Вторая младшая группа. (от 3 до 4 лет) / Г.Я. Затулина. — М.: ЦПО, 2013 г.
- Карпухина Н.А. Конспекты занятия во второй младшей группе детского сада. Пособие для воспитателей и педагогов ДОУ. — Воронеж, 2010 г.;
- Колесникова, Е.В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет: Учебно-методическое пособие к рабочей тетради "Раз — словечко, два — словечко" / Е.В. Колесникова. — М.: Ювента, 2012 г.
- Смирнова Л.Н., Овчинников С.Н., Развитие речи у детей 3-4 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 г.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. — М., Владос, 2004 г.;
- Ушакова О.С., Колунова Л.Г. Развитие образной речи детей дошкольного возраста/Детский сад от А до Я – 2005 — №2;
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 3-5 лет. Программа, конспекты занятий, методические рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. — М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
|