Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Зрячих Ирина Александровна | |||
31.05.2018 11:39 | |||
Проектная деятельность «Куклотерапия как элемент коррекционной работы с дошкольниками, имеющими психоречевые нарушения» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад компенсирующего вида № 35 «Берёзка» Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Зрячих И.А. Балашиха 2017 – 2018 учебный год Актуальность проекта. В настоящее время наблюдается рост числа детей, чьё психическое развитие отстаёт в той или иной степени от возрастной нормы. Дети имеют сниженный объем памяти, отстаёт словесно-логическое мышление, значительно отстаёт от нормы речь. Как следствие — интеллектуальные функции формируются с опозданием. Такие дети имеют синдромы гиперреактивности, расторможенность и др. В частности, это дети с диагнозами: общие недоразвитием речи (ОНР), задержка психического развития (ЗПР). Все эти явления в дальнейшем являются одной из причин возникновения депривации, сложностей взаимодействия со сверстниками. Последствиями и наиболее характерными чертами депривационного синдрома являются страхи, депрессии, неврозы.
В период дошкольного детства (4-6 лет) у ребёнка закладываются основы личностной позиции, возникает интеллектуальная и нравственная саморегуляция. В дошкольный период ребёнок продолжает развивать речь, увеличивать словарный запас, формирует собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми, развивает воображение. Очень важно, чтобы сам ребёнок не придавал «трагичного» значения своим особенностям, чтобы он имел твёрдую, позицию в отношениях с людьми, был эмоционально устойчив. Всё это необходимо ребёнку для благоприятного его прохождения в следующий возрастной период – школьный. Основные преимущества этого проекта: Особенностями детей с нарушениями речи являются быстрая утомляемость рассеянность, возбудимость или вялость, безучастность на занятиях, в играх и другой деятельности. Следствие ограничения речевой практики – задержка в формировании коммуникативных навыков и развитии эмоционально-волевой сферы. Данный проект обладает мощным ресурсом для образовательной работы с детьми данной категории. Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью ею коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Процесс изготовления кукол также является коррекционным. Увлекаясь процессом изготовления кукол, дети становятся более спокойными, уравновешенными. Во время работы у них развивается произвольность психических процессов, появляются навыки концентрации внимания усидчивости, развивается воображение. Тип проекта: По доминирующей в проекте деятельности: коррекционно-развивающий. По содержанию: психолого-педагогический. По времени проведения: долгосрочный (с 01. 12. 2017 г. по 30. 04. 2018 г.). По характеру контактов: в рамках ДОУ. Цель проекта: создание условий для успешного преодоления возникших трудностей в общении, которые тормозят дальнейшее развитие ребёнка. Задачи проекта: Коррекционно-образовательные: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой и смысловой сторонам); работа над автоматизацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; совершенствование связных высказываний (умение строить распространённые предложения, совершенствование диалогической речи), учить детей соотносить свои эмоции и характер с персонажем (куклой). Коррекционно-воспитательные: воспитывать ответственность, выдержку, внимание; создавать положительный эмоциональный настрой у детей и желание творить, повышать у ребёнка уверенность в себе. Коррекционно-развивающие: развивать познавательные процессы (мышление, память, воображение, фантазия); развивать мелкую моторику рук детей; развивать самопринятие и принятие других; повышать личностную саморегуляцию. Практическое применение проекта: для педагогов, учителей-логопедов. Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели. Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы. Подготовительный этап
Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:
Реализация проекта: Декабрь.
Январь.
Февраль.
Март
Апрель
Ожидаемый результат Предполагается, что в результате проведённой работы, у детей, в личностном и познавательном плане, произойдут существенные изменения. Те дети, которые были обозначены как имеющие трудности в общении, покажут, в результате повторной диагностики следующие успехи: адаптация у этих детей должна пройти более спокойно, предполагается развитие диалогическая речь на более высоком уровне. По результатам коррекции должны произойти значительные улучшения в эмоциональном и личностном развитии детей. Предполагается у детей снижение напряжённости, тревожности, повышение самооценка и веры в свои собственные возможности, а так же развитие уверенности в отношениях со сверстниками и взрослыми. Используемая литература:
|