Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Шуваева Оксана Анатольевна | |||
03.01.2018 03:39 | |||
Методическая разработка «Использование технологии «Синквейн» в работе по развитию речи старших дошкольников» Подготовила воспитатель: Шуваева О.А Новокузнецк 2017 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 133» Оглавление: Введение Глава 1.Синквейн — игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников 1. 1 Что такое синквейн 1. 2 Алгоритм составления синквейна 1. 3 Составление синквейна при помощи символов
Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста 2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника 2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми Заключение Список литературы Введение В условиях введения ФГОС перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи для дошкольников. Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет уже только что услышанное. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, они начинают отвлекаться. Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Глава 1.Синквейн — игровая технология, как средство успешной коррекции и развития речи дошкольников. 1. 1. Что такое синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк». Синквейн – это стихотворение, написанное в соответствии с определёнными правилами. Значение этой технологии в обогащении и активизации глагольного словаря, словаря прилагательных, о грамматическом оформлении фразы, о развитии ассоциативного и наглядно-образного мышления. Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Цель игровой технологии «Синквейн»: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна с помощью символов, добиться умения выделять главную мысль текста, а также выражать свои мысли. Задачи:
Составление синквейна – один из способов частичного решения этих проблем. Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейны. Синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета. 1. 2 Алгоритм составления синквейна Синквейн состоит из пяти строк, его форма напоминает елочку.
Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Пример: тема «Деревья».
Условные обозначения слов для составления синквейна: Слово – живой предмет (кто?) Слово – неживой предмет (что?) Слово – определение (какая? какой? какое?) Слово – действие (что делает?) Предложение из четырех слов Слово – ассоциация (синоним первого слова) Алгоритм составления синквейна при помощи символов На доске Используя дидактическое пособие (елочка с кармашками) Глава 2. Использование синквейна в системе коррекционной работы по преодолению нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста. 2. 1 Эффективность синквейна в развитии образной речи дошкольника. В чём же его эффективность и значимость?
Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Синквейн можно составить о природе, о картине и сказочном герое, о маме и папе, о настроении. Можно с помощью синквейна сочинить стихотворение на любое событие или праздник. Это форма свободного творчества, которая направлена на развитие умение находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратко формулировать свои высказывания. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять его только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец. Если составление вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Дети будут гордиться своими достижениями! 2. 2. Примеры синквейнов составленными детьми 1. Тема «Игрушки». Медвежонок Коричневый, мягкий Сидит, умывается, ест Мишка косолапый любит мед Игрушка 2. Тема «Деревья». Береза Высокая, стройная Качается, шелестит, растет У березы собирают березовый сок Дерево 3. Тема «Воздушный транспорт» Вертолёт Быстрый, удобный Летает, перевозит, садится Вертолёт похож на стрекозу. Транспорт Заключение Синквейн – это французское пятистишие, похожее на японские стихотворения. Он помогает пополнить словарный запас. Учит краткому пересказу. Находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить его получается у всех. Он помогает развить речь и мышление. Облегчает процесс усвоения понятий и их содержания. Список литературы:
|