Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Элефтерьяди Ольга Петровна | |||
12.12.2017 06:20 | |||
Формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях: 1) процесс, деятельность говорящего; 2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности: определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов и другие). Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Проблема формирования диалогической речи детей младшего дошкольного возраста является актуальной в дошкольной педагогике и психологии. Так как главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. В методике долгое время обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Специальные исследования и практика позволяют прийти к выводу, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются у них самостоятельно, а только под влиянием и с помощью взрослого. К таким умениям относятся, например: умение вести диалог; умение слушать и понимать обращённую к нему речь; умение вступать в разговор и поддерживать его; умение отвечать на вопросы и спрашивать самому; умение объяснять; умение пользоваться разнообразными языковыми средствами; умение вести себя с учётом ситуации общения. Очень важно и то, что при формировании диалогической речи, развиваются такие умения, которые необходимы для более сложной формы общения – монолога. Ещё Ф.А. Сохин говорил о том, что монолог зарождается в недрах диалога. Теоретические основы проблемы исследования является определение возможностей и условия развития диалогической речи дошкольников в процессе интеграции образовательных областей. Исследованиями в области развития речи детей затрагиваются теоретические и практические условия, психологические и педагогические особенности формирования речи и ее компонентов (Д. Б. Эльконин, В.В. Давыдов, И.А. Горячева, О.С. Ушакова). Развитие коммуникативных навыков и речи в процессе общения изучали М.И. Лисина, В.В. Гербова, А. Арушанова и др. Развитие речи и языковых навыков в творческой деятельности рассматривается Н.И. Жинкиным, Г.М. Ляминой, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной и др. В научной литературе даются разные трактовки данного термина, поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них. Связная речь, с точки зрения лингвистики, это смысловое, развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимодействие. Под связной речью понимают и развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. По мнению многих учёных (Т. В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.) связная речь – это высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи. По мнению С.Л. Рубинштейна, связность – это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения её понятности для слушателя или читателя». Термин «связная речь» в методике употребляется в нескольких значениях: 1). Процесс, деятельность говорящего; 2). Продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание; 3). Название раздела работы по развитию речи. Также используются синонимические термины «высказывание», «текст». Высказывание – это речевая деятельность и результат этой деятельности: определённое речевое произведение, большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов и другие). Таким образом, связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединённые, законченные отрезки. Связная речь взаимосвязана с миром мыслей, то есть связность речи – это связность мыслей. Связная речь ребёнка отражает логику его мышления, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. Можно судить и об уровне речевого развития ребёнка исходя из того, как он строит свои высказывания. На эстетическое развитие ребёнка оказывает влияние то, как он умеет связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли. Например, при пересказах, при составлении своих рассказов ребёнок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные из художественных произведений. Дети становятся общительнее, преодолевают застенчивость, у них развивается уверенность в своих силах, если они умеют интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей (детей и взрослых). Развитие у детей связной выразительной речи – существенное звено воспитания культуры речи в её широком смысле. Всё последующее развитие речевой культуры будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве. Развитие связной речи неотделимо от решения остальных задач речевого развития: обогащения и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи. В процессе словарной работы ребёнок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания и в конечном итоге приобретает умение выражать свои мысли наиболее точно и полно. Формирование грамматического строя речи направлено на развитие умения выражать свои мысли простыми и распространёнными, сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа. Работа по воспитанию звуковой культуры речи способствует тому, чтобы речь ребёнка была чёткой, внятной, выразительной. Исследователями выделены две разновидности связной речи – диалог и монолог, которым присущи свои особенности.
|