Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы) |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Чертилина Мария Александровна | |||
22.10.2017 15:38 | |||
Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития (из опыта работы) Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в дошкольном учреждении и семье. Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов, составляющих понятие "фонематический слух". Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Традиционно в логопедии термином "фонематический слух" обозначают фонематические процессы: фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и фонематический синтез.
Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Исследования таких авторов, как: Каше Г. А., Филичева Т. Б., Чевелёва Н. А., Чиркина Г. В., Ястребова А. В., Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., и других подчеркивают, что только в процессе серьезной работы над развитием фонематического процессов можно обеспечить эффективную и стойкую коррекцию дефектов произношения, подготовить малыша к овладению лексико-грамматической стороной речи и создать основу для становления звукового анализа Работа по данной проблеме была начата после обследования речи детей, которое показало, что только у 1 ребенка уровень сформированности фонематических процессов соответствует норме, у остальных 88% снижен. Исходя из этих результатов мы определили для себя следующие задачи:
Решение поставленных задач осуществляется по двум направлениям:
Работа с малышом начинается с установления эмоционального контакта. через игры с сюрпризным моментом "Кто пришел?" "Кто тебя позвал?", "Кто спрятался?", "Где позвонили?" и др., в ходе которых учим малыша обращать внимание на звучащий объект, определять источник звука, выполнять движения ориентируясь на сигнал. В дальнейшем дети учатся дифференцировать неречевые звуки:
Для развития слухового внимания, дифференциации слуховых раздражителей широко используем звуковые игрушки: погремушки, колокольчики, металлофоны, барабаны, бубны. При обучении ребенка различению на слух неречевых звуков соблюдаем определенную последовательность, используя для этого "картотеку звуков" Целенаправленная работа над речевыми звуками строится от простого к сложному. Сначала предлагаем для восприятия звукоподражания, учим соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием в играх" Кто там?" "Кто позвал?", широко используем потешки "Наши уточки с утра","Кто у нас пригожий" и др. Затем используем короткие слова и слова из нескольких слогов, учим соотносить слово и картинку, слово и движение ("Найди картинку", "Покажи игрушку", "Съедобное — несъедобное"). Дети учатся различать слова, отличающиеся одним-двумя звуками, такие как «КИСКА» — «МИСКА», «БАМ» — «БОМ». Малыши на практическом уровне дифференцируют гласные: «КАП-КАП» — «КУП-КУП», а также звонкие — глухие согласные ( «ПАПА-БАБА») и мягкие — твердые согласные ( «КОТ-КИТ»), Далее переходим к коротким фразам, ("Слушай и повторяй", "Потанцуй со мной", "Выполни задание") Кроме того, в начале работы предлагаем слова и фразы со зрительной опорой (ребенок видит предметы и картинки, а также лицо и губы взрослого), в дальнейшем — без зрительной опоры, только на слух. Чем большее количество анализаторов использует ребенок при работе с учебным материалом, тем лучше его усвоение. Поэтому задания предлагаем с использованием таких приемов как работа с предметными картинками, фишками, лентами различной длины, карточками и т.д. Формирование фонематического слуха проводится в игровой форме на подгрупповых, индивидуальных, фронтальных занятиях и в коррекционной работе воспитателя. Воспитатели группы используя игры, рекомендованные учителями-логопедами, закрепляют результаты, достигнутые на логопедических занятиях. Работа по данной проблеме ведется в тесном контакте с семьями воспитанников по двум направлениям:
- включение родителей в образовательный процесс через выполнение рекомендаций "Логопеды — родителям", индивидуальных заданий в тетради и др. В результате такой последовательно спланированной коррекционной работы на сегодняшний момент большинство детей научились различать до 4х неречевых и речевых звуков, дифференцировать звукоподражания, начинать и заканчивать движения в соответствии со звуковыми сигналами. Эта работа будет продолжаться Таким образом можно сделать вывод, что работу по формированию фонематического слуха необходимо начинать с самого раннего возраста, используя игровые приемы и упражнения. На будущее я ставлю перед собой задачи:
|