Презентация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет" |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Поздеева Галина Николаевна | |||
10.09.2017 18:35 | |||
Презентация для родителей "Развитие речи детей 4-5 лет" Составитель: учитель-логопед Поздеева Г.Н. У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает внимание к речи окружающих. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание.
К 5 годам активный словарь ребенка увеличивается до 2500-3000 слов. В речи детей этого возраста есть все части речи. Появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений. Называют дополнительные цвета (голубой, оранжевый), материал, из которого сделаны предметы (железный замок). Начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением. Применяют обобщающие слова (существительные с собирательным значением – мебель, одежда, животные…). В речи дети используют в основном простые распространенные предложения. Но все чаще появляются более сложные в структурном отношении предложения. ССП и СПП. В этом возрасте допустимы некоторые ошибки в согласовании слов в предложениях, в структуре предложений. Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. Однако многие дети все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать прочитанный текст. На пятом году жизни достаточная подвижность мышц артикуляционного аппарата дает возможность ребенку осуществлять более точные движения языком, губами, необходимые для произношения более сложных звуков. В этом возрасте значительно улучшается произношение звуков. Полностью исчезает смягченное произношение согласных звуков. В норме к 5 годам ребенок должен произносить все звуки правильно. Слоговая структура может иногда быть нарушена в сложных и малознакомых словах. К 5 годам ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подбирать слова на заданный звук. Т.е. звук становится единицей речи для ребенка. Он готов к звуковому анализу слов. В этом возрасте дети, подражая взрослым, могут воспроизводить различные интонации: понижать и повышать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоциональное отношение к произносимому, точно использовать литературные нормы произношения слов. Если речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, следует вспомнить, как протекала беременность, роды ребенка, обратиться к врачам:
Не менее важно, как протекает речевое развитие ребенка в семье. В здоровом теле здоровый не только дух, но и речь соответствует возрасту. Укрепление здоровья:
Развитию речи ребенка способствует проведение артикуляционной гимнастики дома. Мелкая моторика. Насколько развита мелкая моторика, настолько развита и речь ребенка. Массаж рук (щетками, карандашами). Пазлы, мозаики, перебирание мелких предметов. Шнуровки, застегивание пуговиц… Рисование, лепка… Развитие речевого дыхания. Свистки, вертушки, трубочки, надувание шаров и игрушек. Экскурсии в лес, в зоопарк, на выставки, в музеи. Посещение театров, праздников, спортивных мероприятий. Беседы. Не забывайте, что решающее значение для развития речи ребенка имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые объекты: магазины, больницы, школы и т.д. Рассказывайте, кто там работает, для чего эти учреждения. В парках, в лесу говорите о явлениях природы, животных… Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком – делайте его предложения распространенными. Чтение сказок, стихов, потешек. Выбор литературы должен соответствовать возрасту и уровню развития ребенка, близок его жизненному опыту. Объясняйте значение незнакомых слов ребенку. Игры с ребенком хорошо развивают речь. В игре он не только пассивный слушатель, но ему приходится активно пользоваться речью. При общении с ребенком во время занятий, прогулок, чтения литературы не забывайте показывать детям свой интерес к совместной деятельности! Не перебивайте ребенка, не отворачивайтесь пока он не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что вас мало интересует то, о чем он говорит. Помогите своему ребенку овладеть всем богатством русского языка. Сделайте его речь чистой, правильной и красивой.
|