Упражнения на развитие речевого дыхания |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Сохина Ирина Игоревна | |||
11.05.2017 19:33 | |||
Упражнения на развитие речевого дыхания Доказано, что речевое дыхание является неотъемлемой частью развития речи детей, так как работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Так, например, учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Из-за легкой возбудимости дыхательного центра практически любое физическое напряжение, эмоциональное волнение и даже небольшое повышение температуры тела вызывает учащение ритма дыхания. Неумение малышей управлять своим дыханием также вносит дезорганизацию в произношение звуков. Дети делают слабый вдох и выдох, не экономно и неравномерно распределяют воздух, выдох у них толчкообразный. Поэтому регулярные дыхательные упражнения направленные на умение ребенка дышать равномерно, плавно, с удлиненным выдохом нужно ежедневно включать в распорядок дня малыша. Недостатки детского дыхания можно преодолеть:
Тренировка речевого дыхания можно осуществить в двух направлениях:
В первом направлении можно использовать специальные упражнения: «Задуй упрямую свечу» — Ф-Ф-Ф; «Шину прокололи» — Ш-Ш-Ш; «Трубач», «Жук» — Ж-Ж-Ж. Упражнения используются не только на занятиях по развития речи, в любой удобный и уместный момент, включаются а распорядок дня как бы невзначай. К примеру, на занятии по конструированию после того, как дети смастерят дорожку из кирпичиков, можно обыграть постройку. Поставить на дальний конец дорожки котенка, а на ближний конец перышко и предложить ребенку подуть на него медленно и плавно, чтобы котенок успел рассмотреть его. Во втором направлении ребенок тренирует речевой и голосовой аппараты, сочетая его соответствующими движениями. Можно выполнять упражнения сидя и стоя. Каждое упражнение отрабатывается до четкого его выполнения. Детям обязательно нужно объяснить, зачем нужно научится дышать гармонично – полным дыханием. Во время выполнения упражнений нужно следить за тем, чтобы малыш не поднимал плечи, не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания ведет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует также избегать больших задержек дыхания. На занятиях закрепления навыка полноценного речевого дыхания осуществляется с опорой на рисунки: с изображением звуковой волны. В процессе упражнения закрепляется правильная артикуляция заданного звука с одновременными движениями пальцев рук и глаз, формируются зрительно-пространственная ориентация, способностъ к переключению. Все упражнения по дыханию начинаются с выдоха. - Жил был смелый мальчик. Однажды у него заболело горло. Повела мама мальчика к врачу. Доктор попросил мальчика открыть рот и сказать: а-а-а.. Мальчик не испугался, открыл широко рот и сказал а-а-а… Педагог предлагает детям найти фигурку доктора, мысленно в воздухе поставить около нее указательный палец любой руки и произнести, не прерываясь, звук А на одном дыхании, сопровождая это движение в воздухе указательного пальца по «звуковой дорожке» в заданном темпе до фигуры мальчика на рисунке. Для более эффективного стимулирования работы над своим дыханием все эти дыхательные игры и упражнения проводятся при наличии интересных увлекательных пособий в соответствии с возрастом детей. Для младшего возраста — это прежде всего вертушки, мыльные пузыри, султанчики, ватные шарики и другое. Самодельные пособия: гребенки, зеркальце с сюрпризом, домики со шторками. В старшем дошкольном возрасте пособия усложняются, все зависит от фантазии педагога. Так, придумано пособие: «Кто быстрей задует мяч в корзину, «Паровоз — измеритель дыхания» и т.д. Следует заниматься дыхательными упражнениями на свежем воздухе с соответствующими пособиями, также привлекать к работе ребенка над своим дыханием родителей, предварительно объяснив им суть задачи. Как выполнять упражнения
Детский сад №203, воспитатель Сохина Ирина Игоревна
|