Развитие речи старших дошкольников через воображение |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Краснокутская Светлана Петровна, Патокина Татьяна Николаевна, Мартынова Людмила Викторовна | |||
06.05.2017 12:53 | |||
Развитие речи старших дошкольников через воображение Авторы:
Воспитатели МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 19 поселка Разумное Белгородского района Белгородской области» В 30-е годы 20 века крупнейший отечественный психолог Л.Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Ему удалось доказать, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Л.Выготский писал: «Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащих в прежнем опыте человека». В работе с детьми мы обращаем внимание на то, что ставя перед ними задачу что-нибудь сочинить, придумать, пересказать, ребята теряются, испытывают определенные трудности или выполняют задание традиционно и неинтересно. Лишь немногие дошкольники смогут выполнить это задание творчески. И именно, поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, «сензитивный» возраст для развития воображения, как отмечал Л.Выготский, — это дошкольное детство. Самое трудное для шестилеток — это составить план текста, чтобы последовательно передать содержание текста. Например, мы взрослые, держим такой план в уме, иногда записываем, делаем наброски. Так и дети на предварительных занятиях учатся направлять свое воображение в соответствии с поставленной задачей. Взрослый дает замысел, ребенок должен его развернуть, следуя за своими образами, представлениями. Обучение предварительному планированию можно осуществить на основе пересказа детьми разных текстов, что поможет проявлению произвольности функции воображения. В дошкольном возрасте воображение ребенка начинается с опоры на игрушку, затем сочинение сказок, историй и выполнение рисунка. Воображение ребенка развивается в связи с усвоением речи. В детском саду действуют такие виды деятельности, как художественно – речевая, музыкальная, конструктивная, изобразительная, способствующие развитию воображения. Сначала дети учились с помощью моделей пересказывать сказки, затем перед детьми ставилась творческая задача, придумать, сочинить, но самостоятельно. Для повышения уровня произвольности воображения целесообразно организовать специальное общение детей по построению и использованию моделей как для последовательного и осмысленного пересказа художественного произведения, так и для сочинения собственных историй. Модели для пересказа сказки «Теремок», составляемые детьми. (Дети самостоятельно выбирают размер, цвет, форму заместителей в соответствии с сюжетной линией.) В старшем возрасте дети составляют такую модель самостоятельно. Они должны представить себе некоторый схематический замысел сказки, зафиксировать этот замысел в виде модели, а затем рассказать свою сказку, пользуясь своей моделью и разворачивая её в полную историю. То есть дети зарисовывают модель или же выкладывают ее из геометрических фигур. Модель как раз и дает такую возможность – 3-4 квадратика, в которых изображены несколько цветных кружочков или палочек разной длины, или схематические изображения и модель готова. Наглядное моделирование выступает как одна из общих интеллектуальных способностей, которая обнаруживается при решении разных задач. В старшей группе мы используем готовые модели при пересказе сказок. Тоестьнеобходимо по заданной взрослыми модели – плану придумать и рассказать собственную историю; модель должна организовывать и направлять детскую фантазию, помогая создавать сюжетно организованные произведения. А вот в подготовительной группе используем готовые предметные модели при создании собственного произведения, самостоятельное построение детьми модели собственного сочинения. Здесь дети самостоятельно выражают свой замысел в виде модели; составляют наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь этим планом, сочиняют свое произведение. Затем дошкольники могут перейти к двигательному моделированию, придумывая и разыгрывая все действия с заместителями самостоятельно. Далее дети могут научиться самостоятельно, выражать свой замысел в виде модели, т. е. составлять сначала наглядный план своего сочинения, а затем, пользуясь таким планом, сочинять полное произведение. Освоив эту деятельность, они смогут составлять подобный план в уме. В свободное от занятий время, в придумывании разных историй, нам помогают обрезки из цветной бумаги. Вместе с детьми мы рассматриваем обрезки, каждая из деталей напоминает какой – то образ: «Это – сказочная изба», «Это – летучая мышь», «Это – змей». Дети по желанию выбирают обрезки и пробуют увидеть в нем образ, составить композицию и сочинить рассказ или историю по своей картинке. Так же дети любят выполнять иллюстрированную аппликацию из бросового материала: шелухой от семечек, проволокой, сухим гербарием, конфетными фантиками и т.п. А так же с помощью оригами и аппликации из бросового материала. И по своим работам придумывают разные забавные истории. Придумываем сказки или истории в технике аппликации из готовых форм (вырезаем из старых журналов, книг, газет любые предметы, образы и т. п.) и привлекаем к своей работе родителей. Отсюда следует, что сочинение сказок здесь – любимое занятие детей и взрослых. Каждый придумывает собственное произведение и оформляет его особенным образом. Проводя с дошкольниками работу по развитию воображения, следует учитывать их возрастные особенности. Например, необходимые упражнения следует осуществлять в игровом плане, продолжая их до тех пор, пока детям интересно, и прекращая сразу же, как только эти упражнения будут им надоедать. Необходимо добиваться вырабатывать у ребят готовность к целенаправленному фантазированию. В дошкольный период основная цель работы воспитателя по развитию воображения детей должна состоять главным образом в упражнении их способности к трансформированию тех впечатлений, которые они обретают из окружающей действительности. То, в какой степени дети овладевают этим умением, определит преобразующее свойство их фантазирования. Пусть больше ребенок фантазирует! Без него воображения нет. Обязательно нужно больше читать познавательной литературы, играть с детьми в познавательные игры, в которых им нужно будет найти формирование способности к придумыванию сказок и историй, что играет существенную роль в развитии и совершенствовании связной, выразительной речи, ее словаря, а также способствует активизации детского воображения и мышления в целом. Список литературы.
|