«Использование мемотехники в развитии речи детей» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Нифонтова Лариса Витальевна | |||
17.03.2016 22:12 | |||
«Использование мемотехники в развитии речи детей» Нифонтова Лариса Витальевна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого — «искусство запоминания») получила своё название от богини памяти Мнемозины. Мнемотехника это система искусственных методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Примером мнемонического приёма может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цвета, так же в школе запоминали падежи, что такое биссектриса. Цель обучения с использованием мнемотехники — развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления, внимания, воображения. Основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явлений природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр.
Для развития речи детей чаще всего используются мнемодорожки, коллажи, открытки и мнемотаблицы. В своей работе я использую мнемотаблицы. Размер мнемотаблиц может быть различным — в зависимости от возраста детей, от уровня их развития. Рекомендуется использовать следующие размеры таблиц:
Что изображать в таблице? В таблице схематически возможно изображение персонажей сказок, явлений природы, некоторых действий, т. е. Можно нарисовать всё то. Что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить следует так, чтобы нарисованное было понятно детям. В каждой таблице может быть свободная клетка, которую можно заполнить вместе с детьми. Работу с мнемотаблицей начинаем с самостоятельного рассматривания. Необходимо дать ребёнку время познакомиться с таблицей, рассмотреть все символы и рисунки. Когда ребёнок ознакомился с таблицей, начинаем вместе с ним разбирать (рассматривать) каждую клеточку, начиная с первого ряда слева направо. Разобрав первую строку составляем вместе рассказ, затем рассматриваем клеточки в следующей строке. Так разбираем всю таблицу. В итоге получается интересный рассказ. Благодаря мнемотаблицам дети, которые в начале учебного года не могли составить рассказ из 2-3 предложений, к концу учебного года стали рассказывать с небольшой помощью рассказы из 8-10 предложений. С помощью мнемотаблиц заучиваем с детьми стихи. Начиная с января в старшей группе заполняем таблицы для заучивания вместе с детьми. Читаю детям стихотворение и вместе обсуждаем, что же нам нарисовать в клеточке, так «зарисовываем» каждую строку стихотворения. А в подготовительной к школе группе ребята сами могут заполнять клеточки таблицы, так же обсуждая что изобразить. Благодаря этому стихи запоминаются со второго- третьего прочтения. Есть дети, которым запоминание стихов даётся с большим трудом. Из-за этого они не любят учить стихи. Привлекая таких детей к заполнению таблиц, удаётся не только развить у них интерес к заучиванию стихов, но и улучшить их память, и научить их верить в свои силы, повысить самооценку. Использование мнемотаблиц в работе с детьми позволяет развивать не только грамотную речь, но и улучшить память, развивать логическое мышление, умение схематически изображать предметы, явления, умение ориентировать на плоскости. В небе гром, гроза!
|