«Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Кашапова Елена Михайловна | |||
17.03.2016 22:05 | |||
«Метод моделирования сказок, как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Кашапова Елена Михайловна Воспитатель МАДОУ «ЦРР-Детский сад № 21» Пермский край, г. Лысьва Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. В процессе работы со старшими дошкольниками особое внимание уделяется развитию у них связной речи. Средством обучения связной речи является рассказывание детей. Работая с детьми старшей группы, я столкнулась с тем, что у них плохо развита связная речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому для углублённой работы я выбрала тему «Развитие связной речи детей через моделирование сказок»
Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку. Существует три вида моделирования сказки:
Я начала с простого — сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозайку отдельных кусочков сказки, обыгрывали сказку, используя настольный театр. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца, лису, волка, медведя. Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки — это кружочки, полосочки, квадратики. Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей-полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была жёлтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали её без труда. В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказки. Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда с интересом и охотой подбирали заместители героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала кружки, а потом квадратики разного цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно её рассказали, старались подражать голосам диких животных. Затем я перешла к более сложному виду моделирования-двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка ряба» и «Заюшкина избушка». По этим сказкам была проведена большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обыгрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка-ряба». К сказке «Курочка-ряба» мы выбрали в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки. К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли одинакового размера кружки, но разного цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объяснили свои действия. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки. В ноябре взяла сказку «Заяц-хваста». В книжном уголке я поместила новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации, пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ). Для обыгрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования. В декабре я перешла к пространственному моделированию сказок- это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя её структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребёнок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности её построения. В декабре я познакомила детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку-заместителя, они разного цвета и формы. Ещё дала рамочки для каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивала детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку. В январе я взяла сказку «Крошечка-Хаврошечка». На фланелеграфе я разместила -заместители персонажей, решила с детьми какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения. Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные. На вопросы воспитателя стали отвечать полными, выразительными ответами. Большинство из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки.
|