Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Субракова Ольга Александровна | |||
26.01.2016 08:53 | |||
Использование сказкотерапии с детьми как средство развития связной речи Сказка — это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Модернизация образования в настоящее время предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с ФГОС. Изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания воспитательно-образовательного процесса.
Ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера. Поэтому к числу важнейших задач с дошкольниками, имеющими недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Один из методов, активно разрабатываемых психологами и педагогами, в последнее годы, и применяемых в работе с детьми — использование сказки. В своей работе мы исходили из утвердившегося в психолингвистике положения, что речь представляет собой совокупность отдельных речевых действий, которые следует формировать поэтапно. При этом опирались на следующие принципиальные положения:
Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром (Т. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Грабенко, Д. Фролов, Н. Погосова). Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребёнка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Поэтому не случайно сегодня сказки используются, обеспечивая комплексный подход в развитии ребёнка. Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связной речи преследует такие цели:
Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевого и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Немного сказки, немного чуда, и вы уже видите перед собой счастливого и здорового малыша. Работа по развитию связной речи осуществляется во фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности в соответствии с программными требованиями. Дидактическим материалом работы служат различные виды театров: настольный, пальчиковый, бибабо. Также используется фланелеграф и драматизация сказок. Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапии состоит из нескольких этапов. На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально-чувственного опыта общения с предметами, с которыми дети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения содержания сказочного произведения; На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочных героев в различные ситуации; На четвертом – творческое использование этих средств в самостоятельной деятельности. В соответствии с вышеизложенной системой работы со сказкой были определены дифференцированные задачи и разработана методика, способствующая реализации каждого этапа. I этап. Цикл кратковременных наблюдений, разработанных в соответствии с содержанием сказочного произведения. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки. Задачи:
II этап. Знакомство со сказкой. Задачи:
Читая сказку, используем эмоциональные средства (выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). В беседе по содержанию сказочного произведения используем вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обращаемся к личному опыту детей, поощряя высказывания детей. III этап. Путешествие по сказке. Задачи:
Предлагая детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя ставлю в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом "путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом мною используются различные приемы: вариативные схемы-образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлекаю детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средств языка при составлении сказки. IV этап. Самостоятельная творческая деятельность детей по придумыванию сказок. Задачи:
Для этого мною используются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы. Заключительный этап. Продолжительность данного этапа – 2 недели. Цель заключительного этапа: проведение контрольной диагностики. Задачи:
Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития детей. Заключение Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной работе по развитию связной речи:
Используемая литература:
|