Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего и подготовительного дошкольного возраста. |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Лоскутова Яна Петровна | |||
24.08.2021 11:31 | |||
Картотека дидактических игр по развитию речи у детей с ЗПР старшего и подготовительного дошкольного возраста. 1. «Найди ошибку». Цели: развивать слуховое внимание, учить отчётливо произносить многосложные слова громко. Ход игры: воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные. 2. «Доскажи слово».
Цели: развивать слуховое внимание; учить отчётливо произносить многосложные слова громко. Ход игры: воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово. Ра-ра-ра – начинается иг… Ре-ре-ре – стоит дом на го… 3. «Так бывает или нет?». Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях. Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры: - Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает. «Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с неё на санках. Наступила весна Все птицы улетели в тёплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну…» 4. «Какое время года?». Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления. Ход игры: дети сидят на скамейке. Воспитатель задаёт вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года. 5. «Где что можно делать?». Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определённой ситуации. Ход игры: воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают на них. Что можно делать в лесу? (гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать). Что делают в больнице? Что можно делать на реке? 6. «Какая, какой, какое?». Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова. Ход игры: воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету. Белка – рыжая, пушистая, большая, маленькая, красивая… Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое… Мама – добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая… Дом – деревянный, каменный, новый, панельный… 7. «Закончи предложение». Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения. Ход игры: воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением. Сахар сладкий, а перец -… (горький). Летом литья зелёные, а осенью — … (жёлтые). Дорога широкая, а тропинка … (узкая). 8. «Узнай, чей лист». Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе). Ход игры: на прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с не опавшими листьями. 9. «Отгадайте, что за растение». Цель: описать предмет и узнать его по описанию. Ход игры: воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение. 10. «Что сажают в огороде?». Цели: учить классифицировать предметы по определённым признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание. Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растёт, вы скажите «нет». Кто ошибается, тот, выходит из игры. 11. «Кто (что) летает?». Цель: закрепить знания о животных, насекомых, птицах. Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребёнок называет какой-нибудь предмет или животное, причём поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры. 12. «Что это за насекомое?». Цели: расширять и уточнять представления о жизни насекомых; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому. Ход игры: Дети делятся на две подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа. 13. «Прятки». Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на... Ход игры: по заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким). 14. «Дети и волк». Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения. Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят: Дети по лесу гуляли, Землянику собирали. Много ягодок везде - И на кочках, и в траве. Но вот сучья затрещали… И глазища засверкали… Дети, дети, не зевайте, Волк за елью – убегайте! Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребёнок становится «волком», и игра начинается сначала. 15. «Бывает –не бывает» (с мячом). Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции. Ход игры: воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить. Иней летом… (не бывает). Снег зимой… (бывает). Мороз летом… (не бывает). Капель летом … (не бывает). 16. «Третий лишний». Цель: закреплять знания детей о многообразии растений. Ход игры: воспитатель называет по три растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. 17. «Игра в загадки». Цель: расширять запас существительных в активном словаре. Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадку. За отгадывание и загадывание загадок дети получают по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт наибольшее количество фишек. 18. «Подскажи словечко». Цель: развивать находчивость, быстроту реакции. Ход игры: воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранил все фанты. Воспитатель: у стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные). Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет). 19. «Что это за птица?». Цели: уточнять и расширять представления о жизни птиц; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам. Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа. 20. «Знаешь ли ты…». Цели: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание моделей. Ход игры: заранее нужно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, во второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладывают при правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.
|