- Основная часть.
|
- 1.Введение в тему.
Педагог:
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по северному краю. Как вы думаете, на чем можно передвигаться в зимнем лесу, в тундре, где очень много снега? (презентация «Оленья упряжка»). Представьте себе, что мы сели в оленью упряжку и поехали.
- 2.Психогимнастика «Северный ветер»
Педагог:
- Представьте, что колючий, северный ветер дует нам в лицо – зажмурьтесь, напрягитесь, а теперь олени двигаются медленно, ветер утих – мы согрелись. Откройте глаза, расслабьтесь.
- 3.Беседа по теме.
Педагог:
- Сегодня мы побываем в арктической тундре и познакомимся с некоторыми животными, которые здесь обитают (презентация «Животные Севера»). Педагог показывает и называет животных.
Северный олень - он спокойно ходит по глубокому снегу на своих широких копытах, опушенных шерстью. Каждый год северный олень сбрасывает старые рога, а на их месте вырастают новые. Питаются олени лишайниками, это арктические растения. Они травоядные животные. Держатся олени, как правило, стадами, стадо – это большая группа оленей. Как называются детеныши оленя?
Полярный волк – он питается в основном северными оленями, мелкими грызунами и является хищным животным. Волки живут стаями. Стая – это группа волков, которые живут вместе. Охотятся на оленей волки тоже стаей. Как называется жилище волка? Как называются детеныши волка?
Горностай – не смотря на свой небольшой размер, этот зверек так же является хищником, питается он птицами и небольшими зверьками – мышами, леммингами, а так же он питается черникой, брусникой можжевеловыми ягодами. Горностай, как и заяц, зимой меняет цвет шерсти – летом он серый или бурый, а зимой белый. Как вы думаете почему? Как называется жилище горностая? (нора)
Песец - этот зверь крупнее горностая и тоже хищник. Питается он зайцами, горностаями, птицами и любыми мелкими животными. Так же, как горностай, песец зимой одевается в белую шубку. Очень интересно охотится песец. Он вынюхивает мелких зверьков, прячущихся в норах, затем встает на задние лапы и всем своим весом падает на передние лапы и пробивает слой снега над норой. Как называются детеныши песца?
Заяц-беляк – так же обитает в арктической тундре, это травоядное животное, питается он травой, веточками, корой. Как называются детеныши зайца?
- Каких еще животных, живущих на Севере, вы знаете? На какие две группы можно распределить этих животных? Объясните почему.
- 4.Динамическая пауза – игра с мячом «Чей хвост, чьи лапы».
Педагог бросает ребенку мяч, спрашивает:
- У оленя рога чьи? – Оленьи
- У волка шерсть чья? – Волчья.
- У песца хвост чей? – Песцовый.
- У зайца лапы чьи? – Заячьи.
- У горностая мех чей? - Горностаевый
- У оленя копыта чьи? – Оленьи.
- 5.Работа по индивидуальным перфокартам в игре « Кто, чем питается» ( перфокарты «Кто чем питается»)
Перед каждым ребенком перфокарта, на которой изображены северные животные и то чем они питаются (мясо, трава).
Педагог:
- Проведите линию от животного к той пище, которой он питается. Составьте предложение по картинке.
- 6.Физкультурная минутка «Олень»
Вот олень – красавец стройный,
Благородный и спокойный.
У него рога ветвисты,
Ноги тонки, ноги быстры.
- 7.Игра «Найди детеныша» (презентация «Животные Севера, их детеныши»).
Каждый ребенок получает картинку с изображением северного животного. Педагог дает инструкцию назвать животное, найти и назвать его детеныша, поставить картинку в наборное полотно, составить предложение: «Это заяц, его детеныши называются зайчата».
- 8.Игра «Подбери признаки»
Педагог называет и показывает картинку животного (презентация «Животные Севера»),
- Олень, какой?
За каждый ответ ребенок получает символ слова – признака. В конце игры подводится итог – победил тот, у кого наибольшее количество фишек-символов.
- 9.Составление описания животного по схеме (презентация «Схема описательного рассказа»).
Педагог показывает детям схему, напоминает, что по ней составляли описательный рассказ о диких животных средней полосы и о животных жарких стран. Предлагает составить рассказ по схеме про животных, с которыми сегодня познакомились.
- Название животного
- Где обитает, как называется жилище
- Из каких частей состоит (описание внешнего вида)
- Чем питается
- Как называются детеныши
10. Рассматривание оленьих рогов
|
Дети предлагают варианты ответов: «на оленях, на собаках» и т.д., имитируют движения.
Дети выполняют упражнение в соответствии с инструкциями педагога.
Дети слушают педагога, называют животных, их детенышей, отвечают на вопросы педагога, закрепляют понятия «хищные, травоядные».
Дети ловят мяч, образуют притяжательное прилагательное (оленьи, волчьи и т.д.), при ответе кидают мяч педагогу.
Дети проводят линию от животного к пище, составляют предложения: «Это олень, он питается лишайниками, он травоядное животное» и т.д.
Дети ходят с высоким поднятием ног.
Слегка согнутые в локтях руки поднимают над головой, кисти с раскрытыми пальцами разворачиваютладонями в стороны
Бегут с высоким подъемом ног.
Дети называют животное на картинке, находят детеныша на наборном полотне, вставляют картинку с животным рядом с найденным детенышем, составляют предложение.
Дети подбирают слова-признаки: «Северный, выносливый, крепкий, большой, испуганный т.д.».
Дети составляют предложения по каждому элементу схемы, затем по цепочке составляют описательный рассказ.
|