Образовательная программа Дополнительного образования "Речевой калейдоскоп"
(возраст 3-7 лет)
Государственное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 61 Калининского административного района Санкт-Петербурга Автор: Панчак Е.М.
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как: память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.
Скачать статью
Тема работы актуальна, так как её реализация обеспечивает своевременное устранение недостатков произношения помогает предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.
Методика проведения занятий по данной программе строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.
Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:
- развивать слухоречевое внимание;
- вырабатывать правильные артикуляционные уклады;
- вырабатывать правильное речевое дыхание;
- развивать интонационную выразительность речи;
- сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
- формировать понятия о грамматических категориях языка;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);
- стимулировать речевую активность детей;
- развивать речевое общение.
Участники программы: дети 3-4 лет (младшая группа)
Срок обучения: 1 год
Занятия по программе “Речевой калейдоскоп” проводятся два раза в неделю во второй половине дня по подгруппам.
Время занятий: в младшей группе 15 минут;
Всего: 64 занятия в год; 18 часов
Ожидаемые результаты:
- Развитие способности правильно пользоваться мелодико-интонационными средствами выразительности;
- Формирование у детей умения менять высоту и тембр голоса, длительность и силу его звучания;
- Развитие способности различать на слух и использовать в самостоятельной речи разные виды интонации: просьбу, приказ, вопрос и повествование;
- Развитие связной речи, ее выразительности
- Обогащение словаря
- Развитие произвольной памяти
Способы проверки:
- педагогические наблюдения
- итоговые занятия два раза в год
- проведение открытых мероприятий с участием родителей.
Формы подведения итогов:
- игры-развлечения
- праздники
- досуги
- участие в конкурсах
Учебно-тематический план
Список литературы
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. –– Спб.: Детство-Пресс, 2001. – 48 c.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. —— СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
- Алифанова Г.Т. Петербурговедение для малышей. От 3 до 7 лет. Пособие для воспитателей и родителей. – СПб.: Паритет, 2005. -288 с.
- Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольников-- М.: АСТ, 2008. — 60 с.
- Бабушкина Р.Л., Кислякова О.М. Логопедическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Под ред. Г.А. Волковой. -- СПб.: КАРО, 2005. — (Коррекционная педагогика)
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. СПб.: Издательство “Детство Пресс” 2010.
- Быстрова Г.А. и др. Логопедические игры и задания.
- Венгер Л.А., Дьяченко М. О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М., 1989.
- Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. –– М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение. –М, 1991.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: ЗАО”Росмэн-пресс”, 2011.
- Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников.
- Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. —— М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
- Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи //Хрестоматия по общей психологии. Выпуск III. Субъект познания/ Ответственный редактор В.В. Петухов, Редакторы-составители Ю.Б. Дормашев, С.А. Капустин. – М., 1998.
- Гершун В.И. Беседы о домашних животных. М.: Колос, 1992.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Кабушко А.Ю.. Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет. Творческий центр. — М.: “Сфера”, 2009
- Ершова Н.В., Аскерова И.В., Чистова О.А Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. СПб.: Издательство “Детство Пресс” 2011.
- Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. —— М.: Академия, 2006. — 320 с.
- Кислова Т.Р. По дороге к азбуке. – М.: ООО “Баласс”, 2007.
- Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: ИД “МиМ”, 1998.
- Короткова Э.П. Обучение рассказыванию в детском саду. – М., 1998.
- Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. — М.: ООО "Библиотека Ильи Резника", ООО "Эксмо", 2003.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! / Пособие по логопедии для детей и родителей.
- Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. -- СПб.: ЛИТЕРА, 2005 (Готовимся к школе)
- Лисина М.И. Потребность в общении // Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.
- Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. – М.: Просвещение, 1989.
- Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с
- Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. — М.: Академия, 2000
- Мариничева О.В., Елкина Н.В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов.
- Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий для работы с детьми 6–7 лет.
- Нарушение речи и голоса у детей. Под ред. С.С. Ляпидевского, Н.Н. Шаховской. – М.: Прсвещение, 1975.
- Перегудова Т.С, Османова Г.А. Вводим звуки в речь. Картотека для автоматизации звуков [С], [З], [Ц]. -- СПб.: КАРО, 2007. — 144 с. — (Популярная логопедия)
- Перегудова Т.С., Османова Г.А. Вводим звуки в речь: картотека заданий для автоматизации звуков [ч], [щ]: логопедам-практикам и заботливым родителям. -- СПб.: Каро, 2006. — 95 с., [4] л. ил.: ил. — (Популярная логопедия)
- Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М. 2004.
- Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. — Минск: Аверсэв, 2006. — (В помощь логопеду).
- Тарабарина Т.И., Ёлкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. – Ярославль, 1997.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Издательство “Гном и Д” в 4 альбомах.
- Харченко Е.П., Клименко М.Н. Ранние этапы развития и нарушения языка // Дошкольная педагогика, 2007 — № 2
- Шорыгина Т.А. Загадки, потешки, считалки. М., 2003.
- Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры// Психологическая наука и образование. – 1996 – №3.
|