Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Рычагова Елена Сергеевна | |||
22.08.2015 10:46 | |||
Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо») Замечательный отечественный психолог Николай Иванович Жинкин [1982] называл речь важнейшей творческой деятельностью дошкольника. И сам процесс понимания и порождения речевого высказывания, и путь постижения языка, формирования языковой способности, который малыш проходит за 2 – 3 года, — поражают воображение грандиозностью масштабов аналитико-синтетической активности ребенка в сфере языка и речи и чрезвычайной легкостью, с которой он проделывает эту колоссальную работу. В основе постижения языка лежит творческая поисковая ориентировочно-исследовательская деятельность, которая позволяет дошкольнику вычленять в потоке речи значимые элементы, приписывать им значения, выводить правила грамматики и семантики, строить осмысленные предложения и тексты, налаживать обмен информацией и эмоциями, взаимодействие. Диалогическое общение – личностно значимый для субъектов диалог [Выготский 1982; Лурия 1959; Эльконин1958; Якобсон 1978].
Для нормального хода освоения языка дошкольником необходим ряд условий. Язык, речь служат средством общения. Коммуникативная функция – основная функция языка и речи. Необходимо, чтобы ребенок с рождения был включен в общение с близкими взрослыми, а в дальнейшем и с детьми. Случаи дефицита общения нередки, и они всегда сопряжены с нарушениями в становлении речевой функции (дети маугли, явления госпитализма и т.п.). В научной литературе зафиксирован такой факт: у глухо-немых родителей родились слышащие дети. Чтобы они научились устной речи, взрослые постоянно держали включенным телевизор. Дети слышали богатую грамотную устную речь, видели картины, к которым эта речь относилась, но так и не научились говорить или понимать речевые сообщения. Телевизионные монологи и диалоги не были обращены лично к детям, не были включены в их коммуникативную ситуацию. Выступали как звуковой фон наряду с бытовыми и природными шумами [Бонвиллиан, Нельсон, Чарроу 1984]. Данные психолингвистики говорят о том, что развитие смысловой стороны слова опирается на реальные практические и игровые действия ребенка, в процессе которых познаются свойства и отношения в предметном мире, лежащие в основе значения слова и предложения. Формируются грамматические структуры, правила речепорождения. Значение слова как устойчивая зона смысла несет память о коммуникативных ситуациях, в которых оно формировалось. Слова и звуки воспринимаются как легкие или тяжелые, окрашенные в разные цвета, ассоциируются с эмоциями разной модальности. Речевое воспитание дошкольника может осуществляться только в процессе разнообразных видов деятельности – игровой, познавательной, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др. Речь для ребенка существует не просто как звучание, речевая (акустическая) среда, но как неотъемлемая часть реальной коммуникативной ситуации, которая включает речевое и практическое взаимодействие партнеров, оперирование предметами и объектами окружающего мирa [Кубрякова 1991; Сорокин 1990; Шахнарович 1991]. Немаловажный фактор речевого развития – эмоциональный комфорт, богатство чувств и настроений, с которыми ассоциируются слова и выражения, связные тексты. Депрессивное либо перевозбужденное эмоциональное состояние ребенка сопряжено с нарушениями внимания, памяти, интеллектуальных операций. Грустный обиженный малыш – недопустимое явление в жизни семьи или детского сада. Вместе с тем, специалисты отмечают тревожное положение в плане эмоциональных отношений между детьми и их родителями, а порой и воспитателями. Современные взрослые слишком охотно перепоручают воспитание младенцев няням из ближнего зарубежья, которые часто не владеют русским литературным языком, имеют бедный словарь, недостатки звукопроизношения и грамматики. Бывают грубы и несправедливы по отношению к своим воспитанникам. Ведя диалог с самим собой о проблемах в современной ситуации развития детей, академик РАО Е.А. Ямбург формулирует вопрос: «Ну, и в чем же, по-твоему, главный дефект современного воспитания, напрямую не связанный с общественно-политическим и нравственным контекстом?» и отвечает на него: «Тут не один дефект, а целая цепь взаимосвязанных ошибок, которые совершают сначала родители, буквально с младенчества своих детей, а затем вынужденно продолжают педагоги, не подозревающие о подлинных корнях тех новых явлений, с которыми они сегодня сталкиваются. Об ошибках нужно говорить конкретно, применительно к каждому возрастному этапу развития ребенка. Но если попытаться последовательно выстроить их результаты, то в обобщенном виде они выглядят следующим образом: эмоциональное недоразвитие – душевная черствость – нравственная глухота – духовная слепота» [Ямбург 2011: 149 — 150]. О пагубном влиянии эмоционального дискомфорта на психику дошкольников пишет и нейрофизиолог Е.Н. Винарская в работе «Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения» [1999]. Решение задач охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия — основополагающий принцип, выдвинутый Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. «Но в том-то и существо незамутненного временем педагогического взгляда на вещи, — пишет Е.А. Ямбург, — что воспитание чувств не по части модернизации образования и не по ведомству, отвечающему за формирование ключевых компетенций. Здесь более уместно говорить об архаизации, в смысле возвращения к вечным, нетленным человеческим ценностям» [2011: 436]. К таким нетленным человеческим ценностям относится и любовь к родному языку, меткому образному слову, грамотной выразительной речи в контексте диалогических (М. М. Бахтин [2009]) отношений с окружающими, в процессе познания мира природы, мира вещей и мира людей. Очень метко выразил мысль о любовных отношениях человека и Слова (с большой буквы) В.П. Зинченко: «Слово не только переплетено во многих языках с делом, вещью, образом, легендой, событием, личностью и т.д., но и реально вплетено в них, а они в него. Между человеком и языком (словом) устанавливается прочная эмоциональная связь, порой – даже деятельная любовь к слову, к поэзии. Слово не сигнал, а целый мир, в который нужно войти, вместить в себя и с его помощью понять другие миры. Необходимо полноценное и полновесное слово, являющееся целью и средством общения и обобщения, слово, само требующее размышления, проникновения в его внутреннюю форму, ибо за поверхностью каждого слова таится бездонная мгла (Н. Заболоцкий). Услышать слово, понять его, найти нужное слово, а тем более наименовать словом, породить свое новое слово – это большой труд» [Зинченко 2012: 8, 9]. Именно этим большим трудом по постижению слова, пониманию мира занят дошкольник, становясь, по мысли К.И. Чуковского [1990], на короткое время гениальным лингвистом. На протяжении долгих веков язык транслировался от поколения к поколению вне официальных институтов, и народ выработал многообразные формы речевого воспитания: пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, докучные сказки, колыбельные, небылицы, игры-забавы, традиционные игры с диалогами и монологами, театр Петрушки. Наработана культура общения с малышами, приемы воспитания, которые сохраняются в семьях как традиции домашнего чтения, рассказывания и сочинения сказок, пения колыбельных, использования в речи пословиц и поговорок и др. Современными техническими средствами фиксируются материнские приемы обучения малышей речи через разнообразные игры и общение, имеющее дидактический аспект. Мать задает вопросы ребенку вовсе не потому, что тот может сообщить ей нечто новое об окружающем мире. Это своеобразное приглашение к диалогу ради него самого (фатическая, контактоустанавливающая функция общения). Ребенка просят показать свою головку и головку у мишки, свой носик и носик у собачки. Найти на картинке птичку. Спеть песенку. И т.п. [Брунер 1984; Казаковская 2006; Цейтлин 2001]. Приемы этнопедагогики активно используют профессиональные педагоги и детские поэты. Детский фольклор содержит многочисленные игры-забавы, перевертыши, шутки, скороговорки, дразнилки, через которые выводит дошкольника на просторы речевого творчества, языковых и интеллектуальных игр. Развивает креативность как черту языковой личности, творчество в речевой деятельности, учит играм со словами, звуками, рифмами, смыслами [Чуковский 1990]. Вовлекает ребенка в процесс словотворчества как специфически детский способ обследования производного слова, речевого экспериментирования [Сохин, Тамбовцева, Шахнарович 1978; Юрьева 2006]. Парциальная образовательная программа и технология «ВеДеДо», имеют приоритет художественно-эстетического и речевого развития. Их разработка осуществляется нами в русле исследований ИППД РАО по теме «Образовательная среда с использованием специально создаваемых детских песен авторской образовательной программы «Весёлый день дошкольника», как средство воспитания языковой личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи» (научный руководитель экспериментальной площадки профессор Т.В. Волосовец). Цель инновационной разработки – определение психолого-педагогических условий воспитания языковой личности дошкольника через развивающую культурно-образовательную среду и новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, информационно-коммуникативными средствами [Арушанова, Волосовец, Коренблит, Ямбург 2014]. Ключом программы «ВеДеДо» является песня о разных сторонах жизни дошкольника (режим дня, игры, познание окружающего, театр, сказка и др.), дополненная художественными иллюстрациями. Под влиянием музыки, поэзии, изобразительного искусства у детей разворачиваются разнообразные виды спонтанной творческой деятельности. Это: общение, игра (образная, режиссерская, сюжетно-ролевая), познавательная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, театрализованная деятельность, экспериментирование, художественный труд. Песни написаны композитором С.Коренблитом на слова поэтов классиков и детских поэтов. (Подробно о программе в предыдущих публикациях.) Программа речевого развития детей основывается на обозначенных выше теоретических положениях:
- песня как главный компонент развивающей культурно-образовательной речевой среды, обеспечивающий запуск механизмов саморазвития, позицию дошкольника как субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса. Песня оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, вызывая неспецифическую активизацию поисковой ориентировочно-исследовательской деятельности, творческих проявлений. Она задает образный ассоциативный строй психики, действует как подсознательный мотивационный фактор, зарождая желание петь, танцевать, рисовать, лепить, создавать художественные поделки, тематически ассоциативно связанные с тематикой песни. Задействует правое (образное, эмоциональное, художественное) полушарие головного мозга, обеспечивая баланс эмоциональных и интеллектуальных компонентов психики, исполнительской и творческой активности. Звукозапись выступает как не дисциплинарное средство привлечения и удержания внимания детей. Положенные на музыку, легче запоминаются стихотворные тексты, образные слова и выражения. Музыка усиливает воздействие на эмоции и ум ребенка содержащихся в стихах познавательных моментов, речевых оборотов, сказочных, поэтических сюжетов, языковых игр. Так, через цикл музыкальных загадок дети знакомятся с характерными особенностями животных – зверей, птиц, насекомых. Узнают много нового о внешнем виде, повадках, среде обитания четвероногих, пернатых и крылатых обитателей планеты. И заодно приобщаются к искусству образной речи. (Обратите внимание на выражения: «добродушный»; «зеленый водный хищник»; «поезда быстрее мчится»; «Так изящны, так легки / Те летящие цветки!»; «Над теченьем замирает, / Словно что-то измеряет».) Любит он малину, мёд, (Медведь) Тот зелёный водный хищник (Крокодил) Говорят, такая птица Эта птица хоть не крошка, (Страус) Мы деньком увидим летним Нам известно очень точно: (Бабочки) Над рекою, над водою Над теченьем замирает, (Водомерка) (Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых.) Сами не замечая того, дети учатся слышать и правильно произносить звуки, например, звук [ц] в четверостишии: Спят медведи, зайцы и лисицы, (Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Игры со звучащим словом».) Игры со звуками и рифмами включаются в текстовую деятельность (совместное сочинение стихов). Развивают фонематическое восприятие, звукопроизношение, связную монологическую речь, а заодно – чувство комического. Сочиняем потешки В наших городах и сёлах Поговорки, пересмешки А сейчас мы дружно с вами Торопился он не слишком – Он когда сошьёт штанишки, Пончики, ватрушки, Скоро станут мышки И себе поранил ножку, Ведь почти что невозможно Засмотрелся – до чего ж Если есть такой жилет – (Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».) Через игры с наглядными образами дети осваивают явление антонимии. Чудеса превращений Покинул Емеля родимую печь, Он дверь приоткрыл в чудный сказочный зал, Да, те зеркала очень странными были – Нет, не был Емеля могуч и плечист, Щеночек сдержать восхищенья не смог – Изящный кузнечик застыл удивлённо, А тучный ворчун Карабас-Барабас И все посетители громко смеялись, (Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».) Творческий потенциал детских музыкальных миниатюр на веселые стихи стимулирует детское творчество, которое проявляется прежде всего в общении и играх детей. Приведем запись из дневника наблюдений. 2015 г. Московский детский сад «Аистенок». Наташа Н. (4; 7) начинает выполнять выразительные движения, обращается к педагогу: - Отгадай, кто я? Педагог: — Кто же ты? Наташа Н.: — Дельфин. (Накидывает на голову розовый платок.) А теперь кто я? Отгадай с трех раз. Педагог: — Девочка Маша. Наташа: — Нет. Педагог: — Принцесса. Наташа Н.: — Нет Соня М. (5; 3): — Девочка дельфин. Наташа смеется. Соня М. накидывает на себя розовую накидку: — Отгадайте, кто я? Педагог: — Кто же ты? Соня М.: — Я летучая мышь. Наташа Н. снимает платок: — И я летучая мышь. Нет. Кто я? (Берет в руки небольшую овальную пластинку.) Соня М.: — Кто? Наташа Н.: — Принцесса. А это у меня волшебное зеркальце. Все отгадывать помогает. Соня М. надевает шляпу: — А я ковбой (выполняет несколько движений). Педагог: — Скачешь на лошади. Соня М.: — Нас учили такому танцу. А сейчас я монстр. Педагог: — Нет, лучше оставайся веселым ковбоем. Алеся Д. (5; 5): — А у меня есть такие мультфильмы. Про монстров. Педагог: — Страшилки? Алеся Д.: — Нет, ничего. Я не боюсь. Илья Б. (5; 6): — А ты нам будешь сегодня чего-нибудь рассказывать? Педагог: — Обязательно. Сейчас расскажу и покажу. Соня М.: — Расскажи, а то бабушка опять заберет, и я не успею. Илья Б.: — А нам игрушки пригодятся? Педагог: — Конечно, пригодятся. Педагог включает негромко песню. Наташа Н. начинает пританцовывать. Света П. (5; 9) приносит гитару, изображает игру на музыкальном инструменте. Тимофей Б. (5; 0) играет на барабане. Соня П. (4; 9)., Илья Б., Соня М. начинают делать постройку. Педагог комментирует: — Скоро откроется театр зверей. ПРИХОДИТЕ ПОСКОРЕЙ. Вас ожидают удивительные выступления. Подходит Саша Ш. (5; 6), показывает «фокус», прячет большой палец руки. Педагог: — Саша фокусница. 1, 2, 3, 4, 5 – пальчик, появись опять. (Игра повторяется несколько раз.) Наташа Н.: — И я. Найди у меня (прячет пальчик другим способом). Педагог: — Нету пальчика, пропал. А теперь играть он стал. (Наташа сгибает и разгибает палец.) Саша Ш. приносит небольшой предмет, завернутый в кусок ткани, обращается к педагогу: — Отгадай. Он зеленый, у него длинная шея. Педагог: — Крокодил зеленый, но у него нет длинной шеи. Соня П.: — Жираф. У него длинная шея. Саша Ш.: — Жираф не зеленый, а с пятнами. Педагог: — Змея длинная, может быть зеленого цвета. Наташа Н.: — Хамелеон. Соня П.: — Да, хамелеон может менять цвета. Может быть зеленым. Саша Ш.: — Нет, нет. Педагог: — Подскажи нам. Помоги, пожалуйста. С какого звука начинается слово? Саша Ш. задумывается, морщит лоб: — «Д», «ДЬ». Педагог: — А чем любит питаться это животное? Саша Ш.: — Листиками. Соня П.: — Жираф любит есть листья. У него длинная шея, но он пятнистый. Педагог: — Я думаю, что это динозавр. Саша Ш. смеется: — Правильно (разворачивает игрушку). Соня М. подходит с шляпой и куском воздушного материала, в котором что-то завернуто. - И я хочу фокусы показывать. Смотри, пусто (показывает шляпу, затем опускает в нее сверток из ткани). Педагог: — Поколдуем? Рекс-пекс-абракадабра (выполняет условные действия). Все с замиранием смотрят на педагога и шляпу. Соня М. вытаскивает ткань, на дне шляпы лежит маленькая куколка. Дети счастливы. Соня М. снова опускает ткань в шляпу, обращается к педагогу: — Колдовай! Педагог «колдует»: произносит «волшебные слова» и выполняет условные действия. Соня М. поднимает ткань со спрятанной куколкой: — Смотри, ничего нет. Дети довольны, улыбаются. Соня П. Показывает педагогу завернутый кулечек: — И у меня отгадайте. Это сладкое, треугольное. Педагог: — С какого звука начинается слово? Соня П.: — С буквы МЭ. Соня П. и Наташа Н. Подсказывают педагогу: — Мороженое, мороженое. Соня М. показывает на шляпу: — Что там лежит? Педагог: — Для чего нужен этот предмет? Соня М.: — Чтобы есть. Соня П.: — Сыр. Соня М.: — Нет. Педагог: — С какого звука начинается название продукта? Соня М. думает некоторое время: — Не знаю. (После паузы) С «к». Длинная. С ней можно чай пить, но не сладкая. Воспитатель: — Я знаю. Колбаса. Саша Ш.: — Угадайте (держит в руках небольшой сверток). Педагог: — Это животное? Саша Ш.: — Нет. Педагог: — Это продукт питания? Саша Ш.: — Да. Это овощ. Фиолетового цвета. Педагог: — Начинается со звука… Саша Ш.: — «Б». Педагог: — Баклажан. Илья Б., Тимофей Б. (5; 0) и Денис Ф. (4; 11) завершили постройку (похожа на театр или дворец). Педагог выключает музыку, привлекает внимание детей: — Смотрите, какой чудесный театр. У нас сегодня было много фокусников, они выступали со своими номерами в цирке. А сейчас открывается театр зверей. Присаживайтесь поскорей, начинается представление. Театр зверей Хотят в такой театр дети Слониха хобот поднимает, А желтобрюхий кенгуренок Мартышка — ловкая гимнастка, Приходите поскорей, Приводите всех друзей (Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».) Педагог на глазах у детей создает игровую ситуацию: выкладывает на пол большой обруч, внутри расстилает платок – «арена». На арене из деталей мелкого строителя сооружает тумбы, лесенки, бревна. Высаживает на арену слониху, кенгуру, обезьянку с мячом и лентами. Педагог продолжает рассказ: — В Москве есть удивительный театр. Это Уголок дедушки Дурова. В этом театре артисты – звери из разных стран. Из Индии – слониха, из Австралии – кенгуру, из далекой Африки – обезьянка (показывает жестом на игрушки). Дети начинают подсаживать на «арену» питомцев, оказавшихся у них на руках. Алеся Б.: — И мой Мишутка. Наташа Н.: — И овечка. Таким образом, среди выступающих оказываются котенок, белый медвежонок, щенок. Педагог продолжает разговор, сопровождая речь действиями с игрушками. - Кенгуренок умеет очень высоко прыгать. Он перепрыгивает через хобот слонихи. Слониха может балансировать на одной ноге. А обезьянка выполняет упражнения с мячом и лентами. Дети любят четвероногих артистов. Аплодисменты! Взрослый включает музыку: — Послушайте песню про театр зверей. После прослушивания дети по желанию по очереди показывают номера с животными: обезьянка исполняет сальто, выступает с лентами и мячом, кошка танцует и поет, овечка высоко прыгает, кенгуренок прыгает по бревну и т.п. После каждого выступления звучат аплодисменты. Настя Е. (5; 11): — А можно мы сами будем показывать? Я с лентами. (Исполняет под песню упражнение с двумя лентами.) Мейхана Д. (6; 1) и Илья Б. в паре показывают номер с обручем и мячом. Несколько детей (Настя Н., Тимофей Б., Ника М. (5; 0)) ходят друг за другом по ободку обруча. Обращаются к педагогу: - Смотри, смотри. Педагог: — Выступает группа гимнастов. Танец на обруче. В группе царит теплая радостная атмосфера. Все дети выражают свое настроение, эмоции через выразительные движения и пластические этюды. Приведенная запись демонстрирует общую творческую атмосферу в группе, что проявляется в самодеятельных играх и забавах детей, а также в играх, которые возникают под влиянием развивающего общения взрослого с детьми. Появилась форма «колдовай» как эмоциональная инновация. Великолепны загадки и процесс их отгадывания, которые возникли по инициативе самих детей. Оригинальны образы (ковбой, хамелеон, динозавр), свидетельствующие о богатстве внутреннего мира мальчиков и девочек. Проскользнул момент ориентировки на звуковую сторону слова (буква Мэ), дифференциации твердого (д) и мягкого (дь) согласных. Дети свободно общаются, музицируют. В их словах и действиях чувствуется общий положительный эмоциональный настрой. Просматривается эстетическая составляющая в образных играх с переодеванием. Наглядно видно, как детская лингвокреативная активность включается в коммуникативную ситуацию, практическое взаимодействие, предметно-пространственную среду в совокупности с речевой музыкальной средой песни. Через синтез искусств и синкретизм деятельностей формируется живой многоцветный эмоциональный образ слова в речи. Литература:
Сведения об авторах:
|