Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)
Развитие речи у детей
Автор: Рычагова Елена Сергеевна   
22.08.2015 10:46

Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)Развитие речевой креативности средствами Учебно-методических комплектов Парциальной образовательной программы «Весёлый день дошкольника» ( «ВеДеДо»)

Замечательный отечественный психолог Николай Иванович Жинкин [1982] называл речь важнейшей творческой деятельностью дошкольника. И сам процесс понимания и порождения речевого высказывания, и путь постижения языка, формирования языковой способности, который малыш проходит за 2 – 3 года, — поражают воображение грандиозностью масштабов аналитико-синтетической активности ребенка в сфере языка и речи и чрезвычайной легкостью, с которой он проделывает эту колоссальную работу.

В основе постижения языка лежит творческая поисковая ориентировочно-исследовательская деятельность, которая позволяет дошкольнику вычленять в потоке речи значимые элементы, приписывать им значения, выводить правила грамматики и семантики, строить осмысленные предложения и тексты, налаживать обмен информацией и эмоциями, взаимодействие. Диалогическое общение – личностно значимый для субъектов диалог [Выготский 1982; Лурия 1959; Эльконин1958; Якобсон 1978].

 

Для нормального хода освоения языка дошкольником необходим ряд условий. Язык, речь служат средством общения. Коммуникативная функция – основная функция языка и речи. Необходимо, чтобы ребенок с рождения был включен в общение с близкими взрослыми, а в дальнейшем и с детьми. Случаи дефицита общения нередки, и они всегда сопряжены с нарушениями в становлении речевой функции (дети маугли, явления госпитализма и т.п.). В научной литературе зафиксирован такой факт: у глухо-немых родителей родились слышащие дети. Чтобы они научились устной речи, взрослые постоянно держали включенным телевизор. Дети слышали богатую грамотную устную речь, видели картины, к которым эта речь относилась, но так и не научились говорить или понимать речевые сообщения. Телевизионные монологи и диалоги не были обращены лично к детям, не были включены в их коммуникативную ситуацию. Выступали как звуковой фон наряду с бытовыми и природными шумами [Бонвиллиан, Нельсон, Чарроу 1984].

Данные психолингвистики говорят о том, что развитие смысловой стороны слова опирается на реальные практические и игровые действия ребенка, в процессе которых познаются свойства и отношения в предметном мире, лежащие в основе значения слова и предложения. Формируются грамматические структуры, правила речепорождения. Значение слова как устойчивая зона смысла несет память о коммуникативных ситуациях, в которых оно формировалось. Слова и звуки воспринимаются как легкие или тяжелые, окрашенные в разные цвета, ассоциируются с эмоциями разной модальности. Речевое воспитание дошкольника может осуществляться только в процессе разнообразных видов деятельности – игровой, познавательной, изобразительной, конструктивной, театрализованной и др. Речь для ребенка существует не просто как звучание, речевая (акустическая) среда, но как неотъемлемая часть реальной коммуникативной ситуации, которая включает речевое и практическое взаимодействие партнеров, оперирование предметами и объектами окружающего мирa [Кубрякова 1991; Сорокин 1990; Шахнарович 1991].

Немаловажный фактор речевого развития – эмоциональный комфорт, богатство чувств и настроений, с которыми ассоциируются слова и выражения, связные тексты. Депрессивное либо перевозбужденное эмоциональное состояние ребенка сопряжено с нарушениями внимания, памяти, интеллектуальных операций. Грустный обиженный малыш – недопустимое явление в жизни семьи или детского сада. Вместе с тем, специалисты отмечают тревожное положение в плане эмоциональных отношений между детьми и их родителями, а порой и воспитателями. Современные взрослые слишком охотно перепоручают воспитание младенцев няням из ближнего зарубежья, которые часто не владеют русским литературным языком, имеют бедный словарь, недостатки звукопроизношения и грамматики. Бывают грубы и несправедливы по отношению к своим воспитанникам.

Ведя диалог с самим собой о проблемах в современной ситуации развития детей, академик РАО Е.А. Ямбург формулирует вопрос: «Ну, и в чем же, по-твоему, главный дефект современного воспитания, напрямую не связанный с общественно-политическим и нравственным контекстом?» и отвечает на него: «Тут не один дефект, а целая цепь взаимосвязанных ошибок, которые совершают сначала родители, буквально с младенчества своих детей, а затем вынужденно продолжают педагоги, не подозревающие о подлинных корнях тех новых явлений, с которыми они сегодня сталкиваются. Об ошибках нужно говорить конкретно, применительно к каждому возрастному этапу развития ребенка. Но если попытаться последовательно выстроить их результаты, то в обобщенном виде они выглядят следующим образом: эмоциональное недоразвитие – душевная черствость – нравственная глухота – духовная слепота» [Ямбург 2011: 149 — 150].

О пагубном влиянии эмоционального дискомфорта на психику дошкольников пишет и нейрофизиолог Е.Н. Винарская в работе «Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения» [1999]. Решение задач охраны и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия — основополагающий принцип, выдвинутый Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

«Но в том-то и существо незамутненного временем педагогического взгляда на вещи, — пишет Е.А. Ямбург, — что воспитание чувств не по части модернизации образования и не по ведомству, отвечающему за формирование ключевых компетенций. Здесь более уместно говорить об архаизации, в смысле возвращения к вечным, нетленным человеческим ценностям» [2011: 436]. К таким нетленным человеческим ценностям относится и любовь к родному языку, меткому образному слову, грамотной выразительной речи в контексте диалогических (М. М. Бахтин [2009]) отношений с окружающими, в процессе познания мира природы, мира вещей и мира людей.

Очень метко выразил мысль о любовных отношениях человека и Слова (с большой буквы) В.П. Зинченко: «Слово не только переплетено во многих языках с делом, вещью, образом, легендой, событием, личностью и т.д., но и реально вплетено в них, а они в него. Между человеком и языком (словом) устанавливается прочная эмоциональная связь, порой – даже деятельная любовь к слову, к поэзии.

Слово не сигнал, а целый мир, в который нужно войти, вместить в себя и с его помощью понять другие миры. Необходимо полноценное и полновесное слово, являющееся целью и средством общения и обобщения, слово, само требующее размышления, проникновения в его внутреннюю форму, ибо за поверхностью каждого слова таится бездонная мгла (Н. Заболоцкий). Услышать слово, понять его, найти нужное слово, а тем более наименовать словом, породить свое новое слово – это большой труд» [Зинченко 2012: 8, 9].

Именно этим большим трудом по постижению слова, пониманию мира занят дошкольник, становясь, по мысли К.И. Чуковского [1990], на короткое время гениальным лингвистом. На протяжении долгих веков язык транслировался от поколения к поколению вне официальных институтов, и народ выработал многообразные формы речевого воспитания: пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, загадки, докучные сказки, колыбельные, небылицы, игры-забавы, традиционные игры с диалогами и монологами, театр Петрушки. Наработана культура общения с малышами, приемы воспитания, которые сохраняются в семьях как традиции домашнего чтения, рассказывания и сочинения сказок, пения колыбельных, использования в речи пословиц и поговорок и др.

Современными техническими средствами фиксируются материнские приемы обучения малышей речи через разнообразные игры и общение, имеющее дидактический аспект. Мать задает вопросы ребенку вовсе не потому, что тот может сообщить ей нечто новое об окружающем мире. Это своеобразное приглашение к диалогу ради него самого (фатическая, контактоустанавливающая функция общения). Ребенка просят показать свою головку и головку у мишки, свой носик и носик у собачки. Найти на картинке птичку. Спеть песенку. И т.п. [Брунер 1984; Казаковская 2006; Цейтлин 2001].

Приемы этнопедагогики активно используют профессиональные педагоги и детские поэты.

Детский фольклор содержит многочисленные игры-забавы, перевертыши, шутки, скороговорки, дразнилки, через которые выводит дошкольника на просторы речевого творчества, языковых и интеллектуальных игр. Развивает креативность как черту языковой личности, творчество в речевой деятельности, учит играм со словами, звуками, рифмами, смыслами [Чуковский 1990]. Вовлекает ребенка в процесс словотворчества как специфически детский способ обследования производного слова, речевого экспериментирования [Сохин, Тамбовцева, Шахнарович 1978; Юрьева 2006].

Парциальная образовательная программа и технология «ВеДеДо», имеют приоритет художественно-эстетического и речевого развития. Их разработка осуществляется нами в русле исследований ИППД РАО по теме «Образовательная среда с использованием специально создаваемых детских песен авторской образовательной программы «Весёлый день дошкольника», как средство воспитания языковой личности дошкольника в условиях ДОУ и семьи» (научный руководитель экспериментальной площадки профессор Т.В. Волосовец). Цель инновационной разработки – определение психолого-педагогических условий воспитания языковой личности дошкольника через развивающую культурно-образовательную среду и новые формы взаимодействия детей с взрослыми, сверстниками, информационно-коммуникативными средствами [Арушанова, Волосовец, Коренблит, Ямбург 2014].

Ключом программы «ВеДеДо» является песня о разных сторонах жизни дошкольника (режим дня, игры, познание окружающего, театр, сказка и др.), дополненная художественными иллюстрациями. Под влиянием музыки, поэзии, изобразительного искусства у детей разворачиваются разнообразные виды спонтанной творческой деятельности. Это: общение, игра (образная, режиссерская, сюжетно-ролевая), познавательная, музыкальная, изобразительная, конструктивная, театрализованная деятельность, экспериментирование, художественный труд. Песни написаны композитором С.Коренблитом на слова поэтов классиков и детских поэтов. (Подробно о программе в предыдущих публикациях.)

Программа речевого развития детей основывается на обозначенных выше теоретических положениях:

  • коммуникация как ведущая функция речи
  • становление речи в недрах диалога как личностно значимого для субъектов речевого общения (диалогического общения)
  • многообразие деятельностей и коммуникативных, игровых ситуаций, синкретизм деятельностей как механизм формирования семантической основы речи, грамматических форм и структур
  • творчество в игре и многообразных видах деятельности, речевое творчество как условие развития продуктивной связной речи

- песня как главный компонент развивающей культурно-образовательной речевой среды, обеспечивающий запуск механизмов саморазвития, позицию дошкольника как субъекта деятельности, субъекта образовательного процесса.

Песня оказывает влияние на эмоциональную сферу ребенка, вызывая неспецифическую активизацию поисковой ориентировочно-исследовательской деятельности, творческих проявлений. Она задает образный ассоциативный строй психики, действует как подсознательный мотивационный фактор, зарождая желание петь, танцевать, рисовать, лепить, создавать художественные поделки, тематически ассоциативно связанные с тематикой песни. Задействует правое (образное, эмоциональное, художественное) полушарие головного мозга, обеспечивая баланс эмоциональных и интеллектуальных компонентов психики, исполнительской и творческой активности. Звукозапись выступает как не дисциплинарное средство привлечения и удержания внимания детей. Положенные на музыку, легче запоминаются стихотворные тексты, образные слова и выражения.

Музыка усиливает воздействие на эмоции и ум ребенка содержащихся в стихах познавательных моментов, речевых оборотов, сказочных, поэтических сюжетов, языковых игр.

Так, через цикл музыкальных загадок дети знакомятся с характерными особенностями животных – зверей, птиц, насекомых. Узнают много нового о внешнем виде, повадках, среде обитания четвероногих, пернатых и крылатых обитателей планеты. И заодно приобщаются к искусству образной речи. (Обратите внимание на выражения: «добродушный»; «зеленый водный хищник»; «поезда быстрее мчится»; «Так изящны, так легки / Те летящие цветки!»; «Над теченьем замирает, / Словно что-то измеряет».)

Любит он малину, мёд,
А рассердится – ревёт.
Очень добродушный, вроде,
Но он хищник по природе

(Медведь)

Тот зелёный водный хищник
Долго может жить без пищи,
Но когда раскроет пасть –
Берегись туда попасть!

(Крокодил)

Говорят, такая птица
Поезда быстрее мчится,
И настолько велика,
Что видна издалека.

Эта птица хоть не крошка,
Всё ж пугливая немножко:
Испугается чуток –
Прячет голову в песок.

(Страус)

Мы деньком увидим летним
Хоровод их разноцветный,
Так изящны, так легки
Те летящие цветки!

Нам известно очень точно:
Их еда – нектар цветочный,
Мы в виду имеем тут
Те цветочки, что растут.

(Бабочки)

Над рекою, над водою
Насекомое такое
То ль бежит, то ли плывёт –
Математиком слывёт.

Над теченьем замирает,
Словно что-то измеряет,
И выходит, говорят,
Очень точный результат.

(Водомерка)

(Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Загадки о зверях», «Загадки о птицах», «Загадки о насекомых.)

Сами не замечая того, дети учатся слышать и правильно произносить звуки, например, звук [ц] в четверостишии:

Спят медведи, зайцы и лисицы,
Спят синицы, дятлы и дрозды,
Гусеницы спят и жужелицы,
Спят кусты, деревья и цветы.

(Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Игры со звучащим словом».)

Игры со звуками и рифмами включаются в текстовую деятельность (совместное сочинение стихов). Развивают фонематическое восприятие, звукопроизношение, связную монологическую речь, а заодно – чувство комического.

Сочиняем потешки

В наших городах и сёлах
Жил всегда народ весёлый –
Даже в трудные минутки
Сочинялись прибаутки,

Поговорки, пересмешки
И шутливые потешки
На потеху всем детишкам –
И девчонкам, и мальчишкам.

А сейчас мы дружно с вами
Сочиним потешки сами.
Мишка для себя штанишки
Сам однажды сшить решил.

Торопился он не слишком –
Понемножку шил и шил.
Время шло, и вот уж Мишка
Стал большущим, как медведь…

Он когда сошьёт штанишки,
Вряд ли сможет их надеть.
Выпекали мышки
Пышненькие пышки,

Пончики, ватрушки,
Пирожки и плюшки.
Печка жарко пышет,
Радует всех мышек.

Скоро станут мышки
Пышными, как пышки.
Бегал ёжик по дорожкам
В жаркий солнечный денёк

И себе поранил ножку,
Зацепившись за пенёк.
Будь же, ёжик, осторожен
На своём лесном пути,

Ведь почти что невозможно
Ножку у ежа найти.
Жук собрался на балет,
Жёлтый сшил себе жилет,

Засмотрелся – до чего ж
Жёлтенький жилет хорош!
Сделал шаг назад-вперёд –
Нет, жилет совсем не жмёт.

Если есть такой жилет –
Ни к чему уже балет…

(Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».)

Через игры с наглядными образами дети осваивают явление антонимии.

Чудеса превращений

Покинул Емеля родимую печь,
Решил свою щуку немножко развлечь,
И в летний денёчек порою вечерней
Отправился с нею искать приключений.

Он дверь приоткрыл в чудный сказочный зал,
Прищурился – и не поверил глазам:
Висят зеркала на блестящей стене там
Под необычайным чарующим светом.

Да, те зеркала очень странными были –
Отчасти волшебными, где-то кривыми,
И кто – с изумленьем, а кто – с восхищеньем
В них мог разглядеть чудеса превращений.

Нет, не был Емеля могуч и плечист,
А в зеркале том – чемпион-культурист,
И щука на зеркало тоже глядит,
А в нём – чудо-юдо, точней – рыба-кит.

Щеночек сдержать восхищенья не смог –
Там с чёрной щетиной огромнейший дог!
А серый волчище рычал и умолк:
Там серенький зайчик, а вовсе не волк…

Изящный кузнечик застыл удивлённо,
Ведь там – змей Горыныч, такой же зелёный,
А вот мальчик-с-пальчик себе подмигнул –
Ему великан с отраженья кивнул.

А тучный ворчун Карабас-Барабас
Смущенно торчал перед зеркалом час,
Смотрел, с удивлением вытянув шею,
На тощего, щуплого, злого Кощея.

И все посетители громко смеялись,
Ничуть не пугались и не возмущались,
И этому есть объясненье простое:
На шутки, друзья, обижаться не стоит…

(Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».)

Творческий потенциал детских музыкальных миниатюр на веселые стихи стимулирует детское творчество, которое проявляется прежде всего в общении и играх детей. Приведем запись из дневника наблюдений. 2015 г. Московский детский сад «Аистенок».

Наташа Н. (4; 7) начинает выполнять выразительные движения, обращается к педагогу:

- Отгадай, кто я?

Педагог: — Кто же ты?

Наташа Н.: — Дельфин. (Накидывает на голову розовый платок.) А теперь кто я? Отгадай с трех раз.

Педагог: — Девочка Маша.

Наташа: — Нет.

Педагог: — Принцесса.

Наташа Н.: — Нет

Соня М. (5; 3): — Девочка дельфин.

Наташа смеется.

Соня М. накидывает на себя розовую накидку: — Отгадайте, кто я?

Педагог: — Кто же ты?

Соня М.: — Я летучая мышь.

Наташа Н. снимает платок: — И я летучая мышь. Нет. Кто я? (Берет в руки небольшую овальную пластинку.)

Соня М.: — Кто?

Наташа Н.: — Принцесса. А это у меня волшебное зеркальце. Все отгадывать помогает.

Соня М. надевает шляпу: — А я ковбой (выполняет несколько движений).

Педагог: — Скачешь на лошади.

Соня М.: — Нас учили такому танцу. А сейчас я монстр.

Педагог: — Нет, лучше оставайся веселым ковбоем.

Алеся Д. (5; 5): — А у меня есть такие мультфильмы. Про монстров.

Педагог: — Страшилки?

Алеся Д.: — Нет, ничего. Я не боюсь.

Илья Б. (5; 6): — А ты нам будешь сегодня чего-нибудь рассказывать?

Педагог: — Обязательно. Сейчас расскажу и покажу.

Соня М.: — Расскажи, а то бабушка опять заберет, и я не успею.

Илья Б.: — А нам игрушки пригодятся?

Педагог: — Конечно, пригодятся.

Педагог включает негромко песню. Наташа Н. начинает пританцовывать. Света П. (5; 9) приносит гитару, изображает игру на музыкальном инструменте. Тимофей Б. (5; 0) играет на барабане.

Соня П. (4; 9)., Илья Б., Соня М. начинают делать постройку.

Педагог комментирует: — Скоро откроется театр зверей. ПРИХОДИТЕ ПОСКОРЕЙ. Вас ожидают удивительные выступления.

Подходит Саша Ш. (5; 6), показывает «фокус», прячет большой палец руки.

Педагог: — Саша фокусница. 1, 2, 3, 4, 5 – пальчик, появись опять. (Игра повторяется несколько раз.)

Наташа Н.: — И я. Найди у меня (прячет пальчик другим способом).

Педагог: — Нету пальчика, пропал. А теперь играть он стал. (Наташа сгибает и разгибает палец.)

Саша Ш. приносит небольшой предмет, завернутый в кусок ткани, обращается к педагогу: — Отгадай. Он зеленый, у него длинная шея.

Педагог: — Крокодил зеленый, но у него нет длинной шеи.

Соня П.: — Жираф. У него длинная шея.

Саша Ш.: — Жираф не зеленый, а с пятнами.

Педагог: — Змея длинная, может быть зеленого цвета.

Наташа Н.: — Хамелеон.

Соня П.: — Да, хамелеон может менять цвета. Может быть зеленым.

Саша Ш.: — Нет, нет.

Педагог: — Подскажи нам. Помоги, пожалуйста. С какого звука начинается слово?

Саша Ш. задумывается, морщит лоб: — «Д», «ДЬ».

Педагог: — А чем любит питаться это животное?

Саша Ш.: — Листиками.

Соня П.: — Жираф любит есть листья. У него длинная шея, но он пятнистый.

Педагог: — Я думаю, что это динозавр.

Саша Ш. смеется: — Правильно (разворачивает игрушку).

Соня М. подходит с шляпой и куском воздушного материала, в котором что-то завернуто.

- И я хочу фокусы показывать. Смотри, пусто (показывает шляпу, затем опускает в нее сверток из ткани).

Педагог: — Поколдуем? Рекс-пекс-абракадабра (выполняет условные действия).

Все с замиранием смотрят на педагога и шляпу. Соня М. вытаскивает ткань, на дне шляпы лежит маленькая куколка. Дети счастливы.

Соня М. снова опускает ткань в шляпу, обращается к педагогу: — Колдовай!

Педагог «колдует»: произносит «волшебные слова» и выполняет условные действия.

Соня М. поднимает ткань со спрятанной куколкой: — Смотри, ничего нет.

Дети довольны, улыбаются.

Соня П. Показывает педагогу завернутый кулечек: — И у меня отгадайте. Это сладкое, треугольное.

Педагог: — С какого звука начинается слово?

Соня П.: — С буквы МЭ.

Соня П. и Наташа Н. Подсказывают педагогу: — Мороженое, мороженое.

Соня М. показывает на шляпу: — Что там лежит?

Педагог: — Для чего нужен этот предмет?

Соня М.: — Чтобы есть.

Соня П.: — Сыр.

Соня М.: — Нет.

Педагог: — С какого звука начинается название продукта?

Соня М. думает некоторое время: — Не знаю. (После паузы) С «к». Длинная. С ней можно чай пить, но не сладкая.

Воспитатель: — Я знаю. Колбаса.

Саша Ш.: — Угадайте (держит в руках небольшой сверток).

Педагог: — Это животное?

Саша Ш.: — Нет.

Педагог: — Это продукт питания?

Саша Ш.: — Да. Это овощ. Фиолетового цвета.

Педагог: — Начинается со звука…

Саша Ш.: — «Б».

Педагог: — Баклажан.

Илья Б., Тимофей Б. (5; 0) и Денис Ф. (4; 11) завершили постройку (похожа на театр или дворец).

Педагог выключает музыку, привлекает внимание детей: — Смотрите, какой чудесный театр. У нас сегодня было много фокусников, они выступали со своими номерами в цирке. А сейчас открывается театр зверей. Присаживайтесь поскорей, начинается представление.

Театр зверей

Хотят в такой театр дети
Как можно чаще приходить -
Мы здесь таких артистов встретим,
Что всех сумеют удивить!

Слониха хобот поднимает,
Кивает головой она,
Глядит на нас, все понимает -
Не по годам она умна!

А желтобрюхий кенгуренок
Всем храбро подает пример -
Прыжком через слонихи хобот
Он скачет, как через барьер!

Мартышка — ловкая гимнастка,
Ей даже сальто нипочем!
Она жонглирует прекрасно
Цветною лентой и мячом!

Приходите поскорей,
Приводите всех друзей
В удивительный театр зверей!
Приходите поскорей,

Приводите всех друзей
В замечательный театр зверей!

(Стихи М.Слуцкого из УМК ВеДеДо «Забавные истории».)

Педагог на глазах у детей создает игровую ситуацию: выкладывает на пол большой обруч, внутри расстилает платок – «арена». На арене из деталей мелкого строителя сооружает тумбы, лесенки, бревна. Высаживает на арену слониху, кенгуру, обезьянку с мячом и лентами.

Педагог продолжает рассказ: — В Москве есть удивительный театр. Это Уголок дедушки Дурова. В этом театре артисты – звери из разных стран. Из Индии – слониха, из Австралии – кенгуру, из далекой Африки – обезьянка (показывает жестом на игрушки).

Дети начинают подсаживать на «арену» питомцев, оказавшихся у них на руках.

Алеся Б.: — И мой Мишутка.

Наташа Н.: — И овечка.

Таким образом, среди выступающих оказываются котенок, белый медвежонок, щенок.

Педагог продолжает разговор, сопровождая речь действиями с игрушками.

- Кенгуренок умеет очень высоко прыгать. Он перепрыгивает через хобот слонихи. Слониха может балансировать на одной ноге. А обезьянка выполняет упражнения с мячом и лентами. Дети любят четвероногих артистов. Аплодисменты!

Взрослый включает музыку: — Послушайте песню про театр зверей.

После прослушивания дети по желанию по очереди показывают номера с животными: обезьянка исполняет сальто, выступает с лентами и мячом, кошка танцует и поет, овечка высоко прыгает, кенгуренок прыгает по бревну и т.п. После каждого выступления звучат аплодисменты.

Настя Е. (5; 11): — А можно мы сами будем показывать? Я с лентами. (Исполняет под песню упражнение с двумя лентами.)

Мейхана Д. (6; 1) и Илья Б. в паре показывают номер с обручем и мячом. Несколько детей (Настя Н., Тимофей Б., Ника М. (5; 0)) ходят друг за другом по ободку обруча. Обращаются к педагогу:

- Смотри, смотри.

Педагог: — Выступает группа гимнастов. Танец на обруче.

В группе царит теплая радостная атмосфера. Все дети выражают свое настроение, эмоции через выразительные движения и пластические этюды.

Приведенная запись демонстрирует общую творческую атмосферу в группе, что проявляется в самодеятельных играх и забавах детей, а также в играх, которые возникают под влиянием развивающего общения взрослого с детьми. Появилась форма «колдовай» как эмоциональная инновация. Великолепны загадки и процесс их отгадывания, которые возникли по инициативе самих детей. Оригинальны образы (ковбой, хамелеон, динозавр), свидетельствующие о богатстве внутреннего мира мальчиков и девочек. Проскользнул момент ориентировки на звуковую сторону слова (буква Мэ), дифференциации твердого (д) и мягкого (дь) согласных. Дети свободно общаются, музицируют. В их словах и действиях чувствуется общий положительный эмоциональный настрой. Просматривается эстетическая составляющая в образных играх с переодеванием. Наглядно видно, как детская лингвокреативная активность включается в коммуникативную ситуацию, практическое взаимодействие, предметно-пространственную среду в совокупности с речевой музыкальной средой песни. Через синтез искусств и синкретизм деятельностей формируется живой многоцветный эмоциональный образ слова в речи.

Литература:

  • Арушанова А.Г., Волосовец Т.В., Коренблит С.С., Ямбург Е.А. Теоретические и прикладные аспекты Парциальной программы «Весёлый день дошкольника» // Теоретические и прикладные аспекты современной науки: Сб. науч. трудов по материалам V Международн. научно-практич. конф. г. Белгород, 30 ноября 2014 г. Часть VI. – Белгород, 2014. – С. 22 – 28.
  • Бахтин М.М. К диалогическому пониманию личности // Психология личности /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. (Хрестоматия по психологии). – М.: АСТ: Астрель, 2009. – С. 64 – 74.
  • Бонвиллиан Дж., Нельсон К.Э., Чарроу В.Р. Язык и языковые способности у глухих детей и у детей с нормальным слухом // Психолингвистика / Под общ. Ред. А.М. Шахнаровича. – М.: Прогресс, 1984. – С. 103 – 143.
  • Брунер Дж. Онтогенез речевых актов// Психолингвистика. – М., 1984. – С. 21 – 50.
  • Винарская Е.Н. Задержки и дисгармонии развития при воспитании детей методами силового принуждения. – Томск, 1999.
  • Выготский Л.С. Мышление и речь// Собр. соч. Т. 2. — М.: Педагогика, 1982.
  • Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 1982.
  • Зинченко В.П. Как слово становится домом бытия // Человек. – 2012. — № 5. – С. 5 – 19.
  • Казаковская В.В. Вопросно-ответные единства в диалоге «взрослый – ребенок». – СПб.: Наука, 2006.
  • Кубрякова Е.С. Модели порождения речи и главные отличительные особенности речепорождающего процесса // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный. – М..: Наука, 1991. — С. 21 — 81.
  • Лурия А.Р. Развитие речи и формирование психических процессов // Психологическая наука в СССР. Т. 1. – М., 1959. – С. 516 – 555.
  • Сорокин Ю.А. Книга о душе ребенка // Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990. – С. 3 – 6.
  • Сохин Ф.А., Тамбовцева А.Г., Шахнарович А.М. К проблеме онтогенеза правил словообразования // Психолингвистические исследования (речевое развитие и теория обучения языку) / Отв. ред. А.М. Шахнарович. – М., 1978. – С. 35 – 52.
  • Цейтлин С.Н. Некоторые особенности диалога «взрослый – ребенок»: функции реплик-повторов // Ребенок как партнер в диалоге: Труды постоянно действующего семинара по онтолингвистике. Выпуск второй. – СПб, 2001. – С. 9 – 24.
  • Чуковский К.И. От двух до пяти: Книга для родителей. – М.: Педагогика, 1990.
  • Шахнарович А.М. Проблемы формирования языковой способности // Человеческий фактор в языке: Язык и порождение речи / Е.С. Кубрякова, А.М. Шахнарович, Л.В. Сахарный. – М..: Наука, 1991. — С. 185 — 220.
  • Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958.
  • Юрьева Н.М. Проблемы речевого онтогенеза: производное слово, диалог: эксперим. исслед. – М.: Академия гуманитарных исследований, 2006.
  • Якобсон Р.О. К языковедческой проблематике сознания и бессознательности // Бессознательное: Природа. Функции. Методы исследования. Т.3. – Тбилиси, 1978. – С. 156 – 167.
  • Ямбург Е.А. Школа и ее окрестности. – М.: Центр книги Рудомино, 2011.

Сведения об авторах:

  • Арушанова Алла Генриховна — кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного научного учреждения «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, г. Москва
  • Коренблит Станислав Соломонович – композитор; руководитель авторского проекта «Весёлый день дошкольника», г. Москва
  • Рычагова Елена Сергеевна — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории дошкольного образования им. А.В. Запорожца Центра общего образования Государственного бюджетного научного учреждения «Московский институт развития образования», г. Москва
  • Слуцкий Михаил Гдальевич – поэт, драматург, член Союза писателей России
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год