Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»
Развитие речи у детей
Автор: Ерышканова Наталья Владимировна   
07.07.2015 10:09

Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование»

Ерышканова Н.В. воспитатель I кв. категории МБДОУ№84» Серебряное копытце» г. Набережные Челны РТ

На начало учебного года при обследовании детей с ЗПР было выявлено, что большую сложность для них представляют движения пальцев рук, то есть слабо развиты мышцы пальцев. Обследование мелкой моторики в начале года показало, что уровень ее развития соответствовал 35, 6%, а уровень развития умений и навыков по изобразительной деятельности соответствовал 28. 9%.

Успех коррекционной работы с детьми с ЗПР зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Так как речевой и двигательные центры головного мозга взаимно влияют друг на друга, я решила использовать как можно больше упражнений на развитие мелкой моторики. Перед педагогом были выставлены ряд задач:

 

  • совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики
  • развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнений на речевом материале
  • формирование связной речи

Решить эти задачи помог метод рисования штрихом. Тщательно изучив интересы и возможности детей в рисовании, изучив статьи в журналах

«Дошкольное воспитание», книгу В.А. Грек «Я рисую штрихом», пособие для педагогов Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», решила применить методику рисования штрихом в коррекции мелкой моторики и речи детей. В существующей литературе эта методика рассчитана на детей старшего и младшего школьного возраста, не имеющих патологий. Поэтому решили разработать свою методику, сккоректировав ее на детей, имеющих нарушения речи и психических процессов.

Вся работа велась поэтапно, с усложнением. Прежде всего, мы дали понятие, что такое штрих. Познакомили детей с работами художников- графиков, выполнявших иллюстрации к книгам. При рассматривании рисунков обращали внимание на выразительность образов. Объясняли детям, что при помощи штриха можно рассказать о характере предмета. Передать не только легкость, воздушность, плавность, нежность, но и мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему.

1 этап

Каждый новый вид штриха был соотнесен только с одной темой и одним занятием. Это позволило более тщательно отработать с детьми элементы штриха. Так как темп развития у детей разный, мы проводили много индивидуальной работы вне занятий. Каждому виду штриха, для того чтобы было интересней и понятнее, мы дали свое название: «змейка», «сосульки», «море», «трава» и мн. другое. Часто использовали сотворчество: что – то

рисовали сами, а дети дорисовывали, дополняли сюжет определенным видом штриха ( «Дорисуй забор дедушке Егору»).

Для достижения большей выразительности в рисунках мы учили детей использовать штрихи разного характера — короткий и длинный (трава, забор).

2 этап

Когда мы убедились, что у большинства ребят рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа, то перешли — к созданию художественного образа. Началась кропотливая работа по обучению детей законам композиции, таким, как равновесие, сюжетно – композиционный центр, заполнение листа, контрастность. Изображая разных героев, выполняли важнейший закон художественного творчества — закон новизны. Также мы учили их использовать закон контраста, когда «все наоборот» — белое на черном, черное на белом, высокое рядом с низким. Чтобы повысить интерес, предлагали преднамеренно рисунки с ошибками в композиции и дети с удовольствием их находили, доказывая, почему так нельзя и как нужно.

Чтобы было легче представить других персонажей, проводили игры «Чьи глаза (уши, хвост, лапы, нос). Игры способствовали развитию внимания, наблюдательности, воображения, что выразилось в рассказах детей о своих домашних питомцах и увиденном в природе. Дети в свободное время стали делать много зарисовок, пробовать различные материалы.

Оформили уголок «Мы рисуем штрихом», в котором поместили алгоритм последовательности рисования художественного образа, таблицы с изображением видов штрихов, детские рисунки (их периодически меняем).

Чтобы повысить интерес детей, решили перейти к рисунку в сюжете. В начале сюжет был простой: «Зайчик с морковкой», «Цыпленок с червячком». Затем перешли к более сложному, с несколькими героями с различными предметами.

Чтобы активизировать мыслительную деятельность, речевую активность, внимание. Память. Включали в каждое занятие загадки. Они повысили интерес к изображаемому предмету. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры раскладывали картинки, среди которых они находили картинку – отгадку. При подборе загадок учитывали доступность тематики и содержания. Загадки постепенно заучивались, ребенок зарисовывал отгадку и начинал произносить из нее строчки, что способствовало развитию памяти. В рисовании включали сказки, начиная с самых простых.

Когда у детей появился достаточный запас знаний об окружающем мире, знания литературного текста, возникла возможность творческой речевой деятельности, которую ученые рассматривают как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка.

Особенностью творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество выражается в различных формах: в рассказах, сказках, стихах, загадках, небылицах.

У нас словесное творчество соединилось в рассказах и сказках с рисунком. Мы предлагали тему, выраженную в предложении, а дети самостоятельно придумывали содержание рисунка и рассказа:

- «Как попугай Кеша прилетел во двор»

- «Как медвежонок гулял по лесу»

Чтобы у ребят не было похожих рассказов и рисунков. Предлагали дополнить их, при этом использовали вопросы и план рассказа.

Итоговым стало занятие на тему» сказки – загадки». Каждый ребенок заранее придумал композицию к своей любимой сказке, используя беглый набросок, чтобы на общем занятии не терять времени на вспомогательные линии. Темы сказок были разными: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заяц – хвоста» и т. д. По окончания занятия дети должны не только догадаться, к какой сказке, а также и доказать текстовым отрывком принадлежность к сказке, а также оценить выразительность рисунка с позиции знания законов композиции и видов штрихов.

Большую роль в коррекции речи и мелкой моторики сыграла совместная работа всех педагогов нашей группы и родителей. По нашей просьбе родители много читали детям художественной литературы, в которой были иллюстрации художников – графиков, приобретали книжки – раскраски, в которых использовался штриховой рисунок. Часто на выходные дни предлагали родителям совместно с детьми выполнить рисунки. Участие родителей стимулировало работоспособность детей и повышало интерес к штриховому рисунку. С помощью родителей были оформлены выставки детских работ на темы:

- «Большие и маленькие»

- «В стране Графо»

Родители приходили на занятия с удовольствием, наблюдали за своими детьми, постигали методику, сами принимали участие в занятиях.

В ходе экспериментальной работы встретились трудности – недостаточно методической работы по теме, отсутствие методических разработок по теме для детей с речевой патологией.

В перспективе – совершенствование методики для детей с ЗПР.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru С 2020 года журнал Дошкольник.рф выходит 1 раз в неделю.

Ближайший номер 40 (356) выйдет
5 ноября 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год
Скачать Номер 32 (348) за 2024 год
Скачать Номер 31 (347) за 2024 год
Скачать Номер 30 (346) за 2024 год
Скачать Номер 29 (345) за 2024 год
Скачать Номер 28 (344) за 2024 год
Скачать Номер 27 (343) за 2024 год