Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Ерышканова Наталья Владимировна | |||
07.07.2015 10:09 | |||
Из опыта работы «Коррекция речи и мелкой моторики через рисование» Ерышканова Н.В. воспитатель I кв. категории МБДОУ№84» Серебряное копытце» г. Набережные Челны РТ На начало учебного года при обследовании детей с ЗПР было выявлено, что большую сложность для них представляют движения пальцев рук, то есть слабо развиты мышцы пальцев. Обследование мелкой моторики в начале года показало, что уровень ее развития соответствовал 35, 6%, а уровень развития умений и навыков по изобразительной деятельности соответствовал 28. 9%. Успех коррекционной работы с детьми с ЗПР зависит от продуманности системы коррекции, то есть от всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей. Так как речевой и двигательные центры головного мозга взаимно влияют друг на друга, я решила использовать как можно больше упражнений на развитие мелкой моторики. Перед педагогом были выставлены ряд задач:
Решить эти задачи помог метод рисования штрихом. Тщательно изучив интересы и возможности детей в рисовании, изучив статьи в журналах «Дошкольное воспитание», книгу В.А. Грек «Я рисую штрихом», пособие для педагогов Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», решила применить методику рисования штрихом в коррекции мелкой моторики и речи детей. В существующей литературе эта методика рассчитана на детей старшего и младшего школьного возраста, не имеющих патологий. Поэтому решили разработать свою методику, сккоректировав ее на детей, имеющих нарушения речи и психических процессов. Вся работа велась поэтапно, с усложнением. Прежде всего, мы дали понятие, что такое штрих. Познакомили детей с работами художников- графиков, выполнявших иллюстрации к книгам. При рассматривании рисунков обращали внимание на выразительность образов. Объясняли детям, что при помощи штриха можно рассказать о характере предмета. Передать не только легкость, воздушность, плавность, нежность, но и мрачность, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. 1 этап Каждый новый вид штриха был соотнесен только с одной темой и одним занятием. Это позволило более тщательно отработать с детьми элементы штриха. Так как темп развития у детей разный, мы проводили много индивидуальной работы вне занятий. Каждому виду штриха, для того чтобы было интересней и понятнее, мы дали свое название: «змейка», «сосульки», «море», «трава» и мн. другое. Часто использовали сотворчество: что – то рисовали сами, а дети дорисовывали, дополняли сюжет определенным видом штриха ( «Дорисуй забор дедушке Егору»). Для достижения большей выразительности в рисунках мы учили детей использовать штрихи разного характера — короткий и длинный (трава, забор). 2 этап Когда мы убедились, что у большинства ребят рука с карандашом уверенно двигается по плоскости листа, то перешли — к созданию художественного образа. Началась кропотливая работа по обучению детей законам композиции, таким, как равновесие, сюжетно – композиционный центр, заполнение листа, контрастность. Изображая разных героев, выполняли важнейший закон художественного творчества — закон новизны. Также мы учили их использовать закон контраста, когда «все наоборот» — белое на черном, черное на белом, высокое рядом с низким. Чтобы повысить интерес, предлагали преднамеренно рисунки с ошибками в композиции и дети с удовольствием их находили, доказывая, почему так нельзя и как нужно. Чтобы было легче представить других персонажей, проводили игры «Чьи глаза (уши, хвост, лапы, нос). Игры способствовали развитию внимания, наблюдательности, воображения, что выразилось в рассказах детей о своих домашних питомцах и увиденном в природе. Дети в свободное время стали делать много зарисовок, пробовать различные материалы. Оформили уголок «Мы рисуем штрихом», в котором поместили алгоритм последовательности рисования художественного образа, таблицы с изображением видов штрихов, детские рисунки (их периодически меняем). Чтобы повысить интерес детей, решили перейти к рисунку в сюжете. В начале сюжет был простой: «Зайчик с морковкой», «Цыпленок с червячком». Затем перешли к более сложному, с несколькими героями с различными предметами. Чтобы активизировать мыслительную деятельность, речевую активность, внимание. Память. Включали в каждое занятие загадки. Они повысили интерес к изображаемому предмету. Чтобы помочь детям отгадать загадку, в качестве зрительной опоры раскладывали картинки, среди которых они находили картинку – отгадку. При подборе загадок учитывали доступность тематики и содержания. Загадки постепенно заучивались, ребенок зарисовывал отгадку и начинал произносить из нее строчки, что способствовало развитию памяти. В рисовании включали сказки, начиная с самых простых. Когда у детей появился достаточный запас знаний об окружающем мире, знания литературного текста, возникла возможность творческой речевой деятельности, которую ученые рассматривают как сложный психический процесс, неразрывно связанный с жизненным опытом ребенка. Особенностью творческого рассказывания заключаются в том, что ребенок должен самостоятельно придумывать содержание, опираясь на тему, свой прошлый опыт и облекая его в связное повествование. От детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется умение выбрать отдельные факты, внести в них элементы фантазии и составить творческий рассказ. Словесное творчество выражается в различных формах: в рассказах, сказках, стихах, загадках, небылицах. У нас словесное творчество соединилось в рассказах и сказках с рисунком. Мы предлагали тему, выраженную в предложении, а дети самостоятельно придумывали содержание рисунка и рассказа: - «Как попугай Кеша прилетел во двор» - «Как медвежонок гулял по лесу» Чтобы у ребят не было похожих рассказов и рисунков. Предлагали дополнить их, при этом использовали вопросы и план рассказа. Итоговым стало занятие на тему» сказки – загадки». Каждый ребенок заранее придумал композицию к своей любимой сказке, используя беглый набросок, чтобы на общем занятии не терять времени на вспомогательные линии. Темы сказок были разными: «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заяц – хвоста» и т. д. По окончания занятия дети должны не только догадаться, к какой сказке, а также и доказать текстовым отрывком принадлежность к сказке, а также оценить выразительность рисунка с позиции знания законов композиции и видов штрихов. Большую роль в коррекции речи и мелкой моторики сыграла совместная работа всех педагогов нашей группы и родителей. По нашей просьбе родители много читали детям художественной литературы, в которой были иллюстрации художников – графиков, приобретали книжки – раскраски, в которых использовался штриховой рисунок. Часто на выходные дни предлагали родителям совместно с детьми выполнить рисунки. Участие родителей стимулировало работоспособность детей и повышало интерес к штриховому рисунку. С помощью родителей были оформлены выставки детских работ на темы: - «Большие и маленькие» - «В стране Графо» Родители приходили на занятия с удовольствием, наблюдали за своими детьми, постигали методику, сами принимали участие в занятиях. В ходе экспериментальной работы встретились трудности – недостаточно методической работы по теме, отсутствие методических разработок по теме для детей с речевой патологией. В перспективе – совершенствование методики для детей с ЗПР.
|