Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Постол Татьяна Викторовна | |||
26.06.2015 10:47 | |||
Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе для детей с ОНР Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Заяц и морковка» Учитель-логопед Постол Татьяна Викторовна, высшая квалификационная категория; Челябинская область, г.Снежинск, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 21» Задачи:
Ход занятия 1. Оргмомент. Игра «Хлопни в ладоши» Учитель-логопед: Я буду называть разные слова, а вы хлопайте только на те слова, которые подходят к весне:
2. Введение в тему. Учитель-логопед: Отгадайте загадку: Не барашек и не кот, Учитель-логопед: Докажите, что это заяц. (Дети аргументируют свой ответ.) -Сегодня будем придумывать сказочную историю про зайца и снеговика. 3. Рассматривание картинок, расположение их в нужной последовательности Учитель-логопед: Рассмотрите картинки и подумайте, что случилось вначале, что – потом, что – в самом конце. (Детям даётся время рассмотреть картинки, после чего картинки выставляются в нужной последовательности и объясняется выбор.) 4. Рассматривание каждой картины по отдельности, беседа по содержанию, работа над уточнением и активизацией словаря. 1 картина. Учитель-логопед: Кого вы видите на картинке? (Я вижу на картинке зайчика и снеговика.) -Откуда взялся снеговик во дворе? (Выслушиваются варианты ответов.) -Откуда прискакал заяц? Зачем? (Выслушиваются варианты ответов.) -Что захотелось зайке? (Зайцу захотелось достать морковку.) -Каким был заяц? (Он был очень голодным.) -Как вы думаете, что сказал заяц? (Какая длинная морковка. Наверное, она очень вкусная, сладкая! Надо её съесть!) -Что он сделал? (Заяц подпрыгнул.) -Удалось ли зайке достать морковку? Почему? (Ему не удалось достать морковку, потому что снеговик был высоким, а заяц маленьким.) 2 картина. -Что принёс заяц? (Заяц принёс лестницу.) -Откуда он её мог принести? (Выслушиваются варианты ответов.) -Что он сделал? (Заяц подставил лестницу к снеговику) -Расскажите, как заяц доставал морковку. (Он залез на лесенку и стал тянуться лапкой за морковкой.) -Удалось ли теперь достать ему морковку? Почему? (Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой.) -Что в это время появилось из-за тучи? (В это время из-за тучи появилось солнышко.) 3 картина. -Почему зайка сел на лесенку? (Он решил подождать, когда выйдет солнышко и снеговик растает.) -Какой зайка? (Умный, догадливый, хитрый) -Как светило солнышко? (Солнышко светило всё ярче и ярче.) -Что случилось со снеговиком? (Он стал таять.) -Расскажите, как таял снеговик. (Снеговик стал меньше ростом, ручки и нос-морковка у него опустились, снеговик стал грустным.) 4 картина. -Что случилось со снеговиком? (Снеговик растаял.) -Почему снеговик растаял? (Солнышко припекало всё сильнее и сильнее.) -Во что превратился снеговик? (Он превратился в воду.) -Что от него осталось? (Лесенка, ведро, ветки и морковка.) -Что сделал заяц? (Заяц сел и стал грызть морковку.) -Какая была морковка? (Она была сладкой, сочной, хрустящей.) (Выделенные слова уточняются и проговариваются детьми.) Физпауза – пантомима «Дети лепят снеговика». 5. Активизация и уточнение словаря. 1. Подбор определяемых слов и глаголов-действий. Учитель-логопед: Догадайтесь, к кому из героев рассказа относятся слова:
(При трудностях восприятия сложных прилагательных объясняется их смысл, например: хитроглазый – с хитрыми глазами.) Учитель-логопед: Подберите свои словечки к героям: -Какой зайка? -Какое солнышко? -Какой снеговик? -Что может делать заяц? -Что может делать снеговик? -Что может делать солнышко? (Совместно с детьми подбирается по 5-6 определений и глаголов-действий.) 2. Конструирование предложений. -Слова «перепутались», помогите навести порядок:
6. Составление рассказа по цепочке Образец рассказа: Однажды дети слепили во дворе снеговика. Он получился высоким, красивым, весёлым. Дети ушли домой, а в это время из леса прибежал заяц. Он был очень голодным. Заяц увидел у снеговика морковку и сказал: «О-о-о, какая длинная морковка! Наверное, она очень вкусная. Я такой голодный! Надо её съесть». Заяц подпрыгнул, но достать морковку не смог – снеговик был высоким, а заяц маленьким. Около дома заяц увидел лестницу, принёс её и подставил к снеговику. Он залез на лесенку и стал лапкой тянуться за морковкой. Заяц и теперь не достал морковку, потому что лесенка была короткой. В это время из-за тучи появилось солнышко. Заяц был умным, догадливым. Он сел на лесенку и стал ждать, когда снеговик растает. Солнышко светило всё ярче и ярче. Снеговик стал таять. Он стал меньше ростом, руки и нос у него опустились, снеговик стал грустным. Солнышко припекало всё сильнее и сильнее. Снеговик растаял и превратился в воду. Остались на земле только лесенка, ведро, веточки и морковка. Заяц сел и стал грызть морковку. Она была сладкой, сочной, хрустящей. Итог занятия Оценивается качество рассказов детей; дети поощряются. Серия картин «Заяц и морковка»
|