КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Поговорим о нашем теле» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Елена Силинская | |||
11.03.2015 23:28 | |||
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ Тема: «Поговорим о нашем теле» Департамент образования г. Москвы Восточное Окружное Управление Образования ГОУ Детский сад № 1205 Цель: Обогащение словаря по теме: «Человеческое тело». Задачи:
Словарь: Предметный: Взрослый-ребенок, руки-ручки, ноги-ножки, голова-головка, глаза-глазки, нос-носик, рот-ротик, уши-ушки и пр.; борода. Глагольный: Стоять, бегать, прыгать, топать и пр.; брать, держать, хватать, кидать, рисовать, лепить и пр.; смотреть, видеть, моргать и пр.; слушать, прислушиваться и пр.; говорить, есть, жевать и пр.; дышать, нюхать принюхиваться и пр. Качественный: Веселое — грустное, доброе — злое, длинный — короткий, кудрявые — прямые, толстое – худое; черноглазый, голубоглазая, сероглазый, зеленоглазый. Оборудование: Магнитофон, песня «Точка, точка, запятая…», магнитная доска, мяч, картинки с изображением Буратино, Пьеро, Мальвины, Карабаса Барабаса, серых, зеленых, черных, голубых глаз, картинки-символы для составления рассказа по плану, бумага, фломастер, магниты, воздушные шарики, кукла. Ход занятия 1. Приветствие. Логопед: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом (Выполнение движений по тексту стихотворения) Доброе утро! Птицы запели! 2. Сообщение темы занятия. Логопед: У меня для вас сюрприз! Сейчас мы послушаем веселую песенку. (Под музыку «Точка, точка, запятая…» логопед рисует смешного человечка на листе бумаги. Дети сидят на стульях вокруг стола, рассматривают рисунок и отвечают на вопросы логопеда.) Логопед: Кто это, ребята? Дети: Веселый человечек. Логопед: На кого он похож? Дети: Он похож на нас. Логопед: Чем он похож на нас? Дети: У него есть голова, руки, ноги, туловище (называют другие части тела) Логопед: Сколько у тебя голов? Дети: У меня одна голова. Логопед: Сколько у тебя рук? А ног? Дети: У меня две руки и две ноги. Логопед: Что короче — руки или ноги? Дети: Руки короче. Логопед: Где пальцы длиннее — на руках или на ногах? Дети: На руках пальцы длиннее, чем на ногах. Логопед: Как называется самый толстый палец? Дети: Самый толстый палец — большой. Логопед: Что у человека растет всю жизнь? Дети: Волосы и ногти. Логопед: «Если б не было его, не сказал бы ничего». Что это? Дети: Это язык. Логопед: Сегодня мы будем говорить о человеке, о частях человеческого тела 3. Упражнение «Большой — маленький». (Логопед ставит в центре стола куклу, задавая вопрос, передает ее одному из детей, при ответе на вопрос, ребенок возвращает куклу логопеду.) Логопед: Человек может быть большим, как я, тогда мы называем его «взрослый». Человек может быть маленьким, как вы, тогда мы называем его … Дети: Ребенок. Логопед: У взрослого человека все части тела большие, а у ребенка… Дети: Маленькие. Логопед: У меня большая голова, а у тебя? Дети: У меня маленькая головка. Логопед: У меня большие руки, а у тебя? Дети: У меня маленькие ручки. Логопед: У меня большие ноги, а у тебя? Дети: У меня маленькие ножки. Логопед: У меня большие уши, а у тебя? Дети: У меня маленькие ушки. Логопед: У меня большие глаза, а у тебя? Дети: У меня маленькие глазки. Логопед: У меня большой нос, а у тебя? Дети: У меня маленький носик. Логопед: У меня большой рот, а у тебя? Дети: У меня маленький ротик. 4. Упражнение «Что умеют делать части нашего тела?». (Логопед и дети становятся в круг. Выполняются движения по тексту стихотворения) Что такое наше тело? Что оно умеет делать? Улыбаться и смеяться, прыгать, даже баловаться. Наши ушки звуки слышат, воздухом наш носик дышит, Глазки могут увидать, ротик может рассказать. Ножки могут быстро бегать, ручки все умеют делать, Пальчики хватают цепко и сжимают крепко- крепко. (Задавая вопрос, логопед бросает мяч одному из детей, отвечая на вопрос, ребенок возвращает мяч логопеду) Логопед: Каждая часть нашего тела очень нужная, просто необходимая. Каждая часть выполняет свою работу, делает свое дело. Что умеют делать наши ноги? Дети: Ноги умеют стоять, бегать, прыгать, топать (называют другие слова- действия) Логопед: Что умеют делать наши руки? Дети: Руки умеют брать, держать, кидать, хватать, рисовать, лепить называют другие слова-действия) Логопед: Что умеют делать наши глаза? Дети: Глаза умеют смотреть, моргать, видеть (называют другие слова- действия) Логопед: Что умеют делать наши уши? Дети: Уши умеют слушать, прислушиваться. Логопед: Что умеет делать наш рот? Дети: Рот умеет говорить, есть, жевать (называют другие слова-действия) Логопед: Что умеет делать наш нос? Дети: Нос умеет дышать, нюхать, принюхиваться (называют другие слова- действия) Логопед: Все части тела нам нужны, все части тела для нас важны. 5. Упражнение «Скажи наоборот». (Дети садятся на стулья, расставленные перед доской) Логопед: Ребята, сегодня я вам принесла картинки, на которых нарисованы герои одной сказки. (Выставляются изображения Карабаса Барабаса, Буратино, Мальвины, Пьеро) Как называется эта сказка? Дети: «Золотой ключик» Логопед: Давайте их внимательно рассмотрим. У Буратино лицо веселое, а у Пьро… Дети: У Пьеро лицо грустное. Логопед: У Мальвины лицо доброе, а у Карабаса Барабаса… Дети: У Карабаса Барабаса лицо злое. Логопед: У Карабаса Барабаса тело толстое, а у Буратино… Дети: У Буратино тело худое. Логопед: У Пьро нос короткий, а у Буратино… Дети: У Буратино нос длинный. Логопед: У Пьеро волосы прямые, а у Мальвины… Дети: У Мальвины волосы кудрявые. 6. Упражнение «Скажи одним словом». Логопед: Ребята, давайте внимательно рассмотрим глаза наших сказочных героев. (Логопед выставляет карточки с изображением зеленых, черных, голубых, серых глаз около каждого из персонажей) У Мальвины глаза голубые, поэтому ее называют… Дети: Голубоглазая. Логопед: У Пьеро глаза серые, поэтому его называют… Дети: Сероглазый. Логопед: У Буратино глаза зеленые, поэтому его называют… Дети: Зеленоглазый. Логопед: У Карабаса Барабаса глаза черные, поэтому его называют… Дети: Черноглазый. 7. Динамическая пауза. Логопед: А сейчас мы немного отдохнем, а наши сказочные герои посмотрят на нашу веселую игру. Раз, два, три, слушай и смотри. Три, два, раз, мы начнем сейчас. Станьте на край ковра так, чтобы зеркало было перед вами, а окно за вами. (Дети становятся перед зеркалом) Мы будем сочинять стихи и выполнять мои команды. (Дети договаривают последнее слово строки и выполняют движения по тексту) Ва-ва-ва — на плечах есть…голова. Ой-ой-ой — пригладим волосы левой…рукой. Цо-цо-цо — правой рукой умоем… лицо. Ки-ки-ки — у человека две… руки. Ой-ой-ой — помоем левое ухо правой…рукой. Оги-оги-оги — побежали наши…ноги. Ой-ой-ой — помоем правую коленку левой…рукой. Посмотрите в зеркало, полюбуйтесь на себя. Мы такие чистые и красивые! 8. Упражнение «Расскажи-ка». (Дети садятся на стулья перед доской) Логопед: Я вам приготовила «картинки-помогалки». Они помогут нам с вами придумать рассказы о внешности героев сказки. (Выставляются картинки-символы для составления рассказа по плану. Логопед объясняет значение каждого символа. Сообща составляется описание портрета Мальвины) Логопед и дети: Это Мальвина. У нее веселое, доброе лицо. Мальвина голубоглазая, у нее маленькие ушки, маленький носик, длинные голубые волосы. (Аналогично составляются описания других героев) Логопед и дети: Это Буратино. У него веселое и доброе лицо. Буратино зеленоглазый, у него маленькие ушки, длинный нос, короткие рыжие волосы. Это Пьеро. У него грустное лицо. Пьеро сероглазый, у него маленькие ушки, маленький носик, короткие темные волосы Это Карабас Барабас. У него злое лицо, он черноглазый, у него большие уши, большой нос, короткие темные волосы и длинная борода. Логопед: Давайте на минутку превратимся в Буратино. (Дети встают и выполняют движения по тексту стихотворения) Буратино потянулся, раз нагнулся, два прогнулся, Руки в стороны развел: видно ключик не нашел. Чтобы ключик отыскать, нужно на носочки встать, А потом бегом, бегом мы за ключиком пойдем. (Дети садятся на стулья) Логопед: А теперь первая картинка станет последней, кто-то из вас, не называя имени героя, расскажет, как он выглядит, а остальные угадают, кто это такой. (Дети самостоятельно описывают героев, начиная со второй картинки-символа, другие угадывают, о ком идет речь.) 9. Подведение итогов. Оценка работы детей. Логопед: Ребята, наше занятие подходит к концу. О чем мы сегодня говорили, чем занимались? Дети: Мы говорили о частях человеческого тела, о том, что они умеют делать, рассматривали сказочных героев, говорили о цвете их глаз, придумывали рассказы о них. Логопед: Поиграли мы чудесно! И сейчас я вам скажу: Занимались вы усердно, Всех ребяток я хвалю! Говорили вы красиво, Поздравляю с этим вас. И вели себя прилично, Очень рада я за вас! (Логопед хвалит особо отличившихся детей и дарит каждому ребенку воздушный шарик с нарисованной смешной рожицей) Логопед: Ребята, внимательно рассмотрите, какого цвета глаза у ваших родителей, братьев и сестер, друзей, подумайте, как одним словом можно сказать о цвете глаз человека? Давайте попрощаемся с нашими гостями. Дети: До свидания! (Звучит музыка «Точка, точка, запятая…» Дети играют с воздушными шариками). ВА — на плечах есть… ОЙ – пригладим волосы лев. … ЦО – Прав. рукой умоем… КИ – У человека… ОЙ — Помоем лев. ухо прав… ОГИ – Побежали… ОЙ – Помоем прав. коленку… Посмотрите в зеркало. Мы такие чистые и красивые Буратано потянулся, Поиграли мы чудесно и сейчас я вам скажу:
|