Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Анна Агеева | |||
06.03.2015 17:09 | |||
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста Задачи приоритетной образовательной области: Речевое развитие: совершенствование диалогической речи, развитие навыков и умений монологической речи, формирование у детей представления об описании и его структурных элементах, обучение построению развёрнутого высказывания и описательного рассказа на предложенную тему, обогащение активного словаря, знакомство с детской литературой, анализ литературного произведения, развитие речевого творчества в процессе придумывания продолжения и завершения рассказа, овладение речью как средством общения и культуры. Задачи в интеграции: Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, усвоение норм и моральных и нравственных ценностей, формирование уважительного отношения ко взрослым, обогащение словаря формами словесной вежливости Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности, развитие слуха и голоса, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие эстетического вкуса в передаче образа, отчётливости произношения, закрепление умения использовать средства выразительности (поза, жесты, мимика, движения) в передаче образа, приобщение к театральному искусству. Физическое развитие: развитие координации движений. Оборудование и материалы для педагога: рассказ Б.Емельянова «Мамины руки», текст песни «Мамочка моя» (музыка О. Царёвой, слова М.Мишаковой) Оборудование и материалы для детей: игрушка телефон; стол, три стула, кукла, поднос и четыре ватрушки В.: «От чистого сердца, простыми словами Давайте, друзья, потолкуем о маме…» (Н. Саконская «Разговор о маме») Что означает слово потолкуем? Как можно сказать по-другому? Д.: поговорим, побеседуем, расскажем. Ребёнок наизусть читает стих В.Руссу либо все дети заучивают наизусть: Много мам на белом свете, В.: Недавно на занятиях по ИЗО многие из вас рисовали портрет папы. У некоторых получились рисунки, которые очень похожи на оригинал, т.е. пап. Сегодня предлагаю нарисовать портрет «Мамочка моя». Вместо красок будем использовать слова. Опишите Какая ваша мама? Какая у неё фигура, рост? Какой цвет волос и глаз? Если мы посмотрим на рисованный портрет, то мы будем просто знать, как выглядит ваша мама. Словесный портрет хорош тем, что вы можете рассказать Какой у неё характер? Что она умеет делать? Чем любит заниматься? Создавая словесный портрет, мы может быстрее и более полно описать мамочку. Выступления детей – описательные сообщения. В.: Многие из вас вспомнили свою маму, описали её, рассказали о ней. Очень хорошие словесные портреты у нас получились. Спасибо вам. Предлагаю исполнить песню, которую мы разучивали с музыкальным руководителем «Мамочка моя» (музыка О. Царёвой, слова М.Мишаковой) Солнышко весеннее трудится с утра. Игра с телефоном «Звонок маме на работу» В.: Кто-нибудь из ребят уже звонил маме на работу? Что для этого нужно знать? Д.: номер телефона. В.: цифры вы знаете, набрать номер вы сможете. А вот получится ли у вас разговор – это мы сейчас и проверим. Телефон у нас не настоящий, а игрушечный. Потренируемся. Позвоним маме на работу. С чего обычно начинается разговор? Д.: с приветствия. В.: С приветствия. Надо поздороваться, потом представиться, например; «Здравствуйте, это воспитатель Агеева Анна Владимировна вас беспокоит…» в вашем случае это, например: «Здравствуйте, это Даша Лесникова». В.: Что вы скажете потом? Д.: Позовите, пожалуйста, к телефону мою маму. В.: Все ли дети знают фамилию, имя, отчество своей мамы? Когда вашу маму позовут, вы с ней поздороваетесь, затем сообщите маме что-то важное, интересное и приятное. В конце разговора не забудьте попрощаться. Какими фразами мы можем попрощаться? Д.: «До свидания», «до встречи», «целую», «до встречи вечером», «увидимся позже», «до вечера», «люблю». Три – четыре ребёнка «делают звонок» маме на работу. В.: «И просто за то, что она наша мама, мы крепко и нежно любим её». Художественное чтение рассказа Б. Емельянова «Мамины руки» - Сколько героев в рассказе? Сколько мам и дочек в этом рассказе?
В.: Почему бы вам не быть писателями? Предлагаю дома придумать продолжение и своё окончание этого рассказа, а завтра нам рассказать. Борис Емельянов Мамины руки Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом. Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет. Мама спросила: — Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? — и положила Маше на лоб свою руку. Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки. — Фу, — сказала она. — Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие. — Ну вот, — удивилась мама. — Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились? — Жёсткие, — ответила Маша. — Царапаются. Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно. — Руки обыкновенные, — сказала мама. — Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь. Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила. — Сиди! — сказала бабушка грозно. — Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано — на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место — дай тебе бог такой быть, обидчица! — Я её обидеть не хотела, — сказала Маша плача. — Не хотела, да обидела, — сказала бабушка. — Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши. Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело. — Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, — сказала она. — Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте... — Знаю, знаю! — закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. — Знаю... — Ничего ты не знаешь, — сказала мама. — А если знаешь, говори. — Знаю, — сказала Маша. — Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела. — Ну и надеру, — сказала мама. — Чтоб не обижала. — Бабушка говорила, — сказала Маша из угла, — что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём — вы обе не можете. Бабушка и мама переглянулись и засмеялись В.: Кто такая мамина мама? Д.: Бабушка. Поиграем с ладонями. Пальчиковая игра «Добрые ладони» Ладушки, ладушки Где были? – У бабушки. (хлопают в ладоши) А у бабушки ладони все в морщинах сотраны. (поворот ладоней наружной и внутренней сторонами) А у бабушки ладони добрые – предобрые. (поглаживают ладонями друг друга) Всё работали ладони долгими годами. (постукивают кулачками правой о левую и наоборот) Пахнут добрые ладони щами с пирогами, (подносят к лицу, принюхиваются) По головушке погладят добрые ладони (поглаживание по голове левой и правой ладонями) И с любой печалью сладят добрые ладони. (складывают у лица, дуют на них, «сдувая» печаль) В завершении нашего «Разговора о маме» девочки покажут сценку «Три мамы» Оборудование: стол, три стула, кукла, поднос и четыре ватрушки. Ведущий: Часто, дети, вы упрямы, Опять ты залезла под стол, непоседа? Ведущий: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила: Мама-врач: Как, дочка, дела? Опять заигралась, наверно, в саду? Ведущий: Тут бабушка- мамина мама пришла и маму спросила: Бабушка: Как, дочка, дела? Наверно, в больнице за целые сутки (все сидят за столом) Ведущий: Три мамы в столовой сидят,
|