Внеклассное занятие по развитию речи «Письмо Деду Морозу» |
Развитие речи у детей | |||
Автор: Маркова Анна Александровна | |||
28.02.2015 16:16 | |||
Внеклассное занятие по развитию речи «Письмо Деду Морозу» Тип: изучение нового материала Цели: Образовательные: - знакомство со структурой письма и особенностями его построения; Развивающие: - развитие кругозора, мышления учащихся; - обогащение словарного запаса школьников; - расширение знаний детей о культуре Вологодского края; - развитие интереса к родине Деда Мороза, желания написать письмо зимнему волшебнику. Воспитательные: - воспитание чувства гордости за свой край; - воспитание любви и бережного отношения к русской природе и русскому языку. 1 Организационный момент. Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте! 2. Введение в тему урока. Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Мы с вами научимся писать письмо. А кому оно будет адресовано вы узнаете отгадав загадку. Слушайте внимательно. Мы весной его не встретим, Он и летом не придёт, Но зимою к нашим детям Он приходит каждый год. У него румянец яркий, Борода, как белый мех, Интересные подарки Приготовит он для всех. С Новым годом поздравляя, Ёлку пышную зажжёт, Ребятишек забавляя, Встанет с ними в хоровод. Дружно мы его встречаем, Мы большие с ним друзья... Но поить горячим чаем Гостя этого нельзя! -Ребята, кому мы с вами будем писать письмо? -Деду Морозу. (На слайде появляется картинка с Зимним волшебником дедом Морозом). -Послушайте стихотворение и постарайтесь продолжить. Снегом все запорошило- И деревья, и дома. Это значит наступила Белоснежная зима! Все поют и веселятся, Водят шумный хоровод, Потому что нынче праздник. Что за праздник Все вместе: Новый год! - Молодцы. Дед мороз приходит к нам в Новый год. Это самый весёлый и всеми любимый праздник. Послушайте фрагмент песни и скажите, что обязательно должно быть на этом празднике помимо Деда Мороза? (слушание отрывка песни "В лесу родилась ёлочка") Что обязательно должно быть на Новом году? -Ёлочка. (*На слайде рядом с Дедом морозом появляется красивая новогодняя ёлочка). - Посмотрите какая красивая ёлочка, что нужно сказать, чтобы она стала ещё красивее? Раз, два, три ёлочка гори. (ёлочка мигает разноцветными огнями) 3. Словарная работа. - Кто же самый главный на новогоднем празднике? - Дед мороз. - А с кем приходит дед мороз на наш новогодний праздник? - Со снегурочкой. (На слайде появляются дед мороз и снегурочка) -Посмотрите внимательно на деда мороза и снегурочку, затем я выключу изображение и буду задавать вам вопросы о внешнем виде этих героев. -Какой костюм носит Дед мороз? -Что у него на голове? -Что у Деда мороза на руках? -Что он носит на ногах? - Как вы думаете, какой Дед мороз по характеру? 4. Заочное путешествие на Родину деда Мороза. - Кто из вас знает, где живёт дед мороз? - Родина деда мороза — Великий Устюг. Сто церквей по берегу, как будто Табуны промчались налегке. Я пройду по берегу под утро: Купола купаются в реке. Сколько их вокруг, золотогривых, Чуть коснулась — пальцы обожгла. Если кто-то выдумал разливы, Это чтоб купались купола... - Кто из вас хотел бы побывать на родине деда мороза? -Садитесь по удобнее и мы с вами сейчас отправимся в виртуальное путешествие на родину деда мороза и побываем в тереме. где он живёт и в его рабочем кабинете. А терем этот смастерили мастера из города Сокол. (ссылка) 5. Тема урока. -Сегодня на уроке мы научимся правильно, красиво составлять письма Дедушке Морозу. -А что такое письмо? - В словаре С.И. Ожегова: Письмо – это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь. Письма можно писать друзьям, близким, родственникам. Их пишут для того, чтобы сообщить что-нибудь, рассказать о себе. То есть письмо – послание одного человека другому, который находится на расстоянии друг от друга. А от нас до Деда Мороза много км. а) Составление адреса. Работа с конвертом. -Итак, где живет Дед Мороз? -в г. Великий Устюг. Это нам нужно знать, чтобы правильно написать адрес. -А где пишут адрес? -на конверте Рассмотрим конверт на доске. (Конверт с закрытыми надписями) В правом нижнем углу написано: Кому: — кому мы напишем письмо? - Дедушке Морозу (Учитель открывает слова адреса на конверте) Куда: +Как называется наша страна? -Россия -Область, в которой мы живем? -Вологодская область - Город, где живет Дед Мороз? -г. Великий Устюг Далее пишется улица, дом. Но Деда Мороза в г. Великий Устюг знают все, поэтому напишем – дом Деда Мороза. - Дед Мороз – это адресат. Далее написан индекс места назначения. В г. Великий Устюг он такой -162390. Индекс нужен для того, чтобы письмо правильно и быстрее дошло до адресата. А теперь посмотрим в левый верхний угол. Там написано: От кого: +Запишите свою Фамилию, Имя, Отчество. Вологодская область, Череповецкий район, С Воскресенское ул Рабочая д4. наш индекс 162650 (Самостоятельная работа учащихся) -Физминутка. -А сейчас давайте немного отдохнём. Раз мы говорим о зимнем волшебнике, то и физминутка у нас будет зимняя. Рано утром в парк ходили (ходьба на месте), Там снеговика лепили (махи руками), А потом с горы катились (волнообразные движения руками), Веселились и резвились (прыжки). В Таню кинули снежком (произвольные движения), В Вову кинули снежком, В Мишу кинули снежком - Получился снежный ком! Холодно гулять зимой (киваем головой) - Побежим скорей домой (возвращаемся на места)! б) Структура письма. - На чём мы с вами будем писать письмо? - На белой бумаге. -Ребята, писать письмо на обрывке бумаги или листочках, вырванных из тетради – это признак дурного тона. У каждого из вас лежит лист – заготовка для письма. На нем вы и будете писать письмо. - В какой город отправится наше письмо? -В великий Устюг. -Давайте рассмотрим части письма.
Рассмотрим подробнее каждую часть письма. 1 часть: Узнаем, что пишется в самом начале письма? -Что мы делаем, когда встречаемся рано утром? -Здороваемся Правильно, приветствуем друг друга, так и в письме 1 часть — Приветствие. -Какими словами мы можем поприветствовать Деда Мороза? -Здравствуй, Добрый день, Уважаемый, Любимый, Дед Мороз, Дедушка Мороз Обратите внимание на слова – Дед Мороз и Дедушка Мороз пишутся с заглавной буквы. 1 часть в письме-заготовке уже написана, прочитайте. -Здравствуй, Дедушка Мороз! Поприветствовали Дедушку Мороза, далее нужно сообщить о себе. 2 часть – Сообщение о себе. -Представьтесь Деду Морозу, коротко расскажите о себе. Чем любите заниматься, где учитесь и чему вы уже научились в школе. Итак в 3 части можно написать о: -о себе, о городе, о семье, о друзьях, об увлечениях Обо всем можно не рассказывать, выберите самое главное, самое интересное. -Кто желает составить рассказ о себе? (Устные рассказы детей) 3 часть – Добрые пожелания. В этой части можно спросить о чем-нибудь самого сказочного волшебника. Например: -Как ты живешь? Как твое здоровье? Какие у тебя новости? Здесь же можно поздравить Деда Мороза. -Кто знает, когда Дед Мороз отмечает свой день рождения? -18 ноября. В этот день к Деду Морозу съезжаются Дедушки Морозы всех стран. (фото) Проходит большой праздник на Вотчине. (фото) Вот какие рисунки, поделки прислали ребята из г. Сокол Деду Морозу. Сейчас они находятся в его доме. (фото) Так же можно поздравить Деда Мороза с наступающим Новым годом и Рождеством. Что можно пожелать Деду Морозу? Ребята, огоньки на нашей елочке горят, но на ней мало игрушек. Давайте украсим ее игрушками. Но прежде, чем повесить их, нужно загадать желание и сказать пожелание Деду Морозу. (Дети украшают елку на доске бумажными игрушками, говорят пожелание Деду Морозу.) Здесь же можно выразить свою благодарность, поблагодаритьДедушку Мороза, например: -Спасибо за внимание..... -Спасибо, что прислал..... И попросить о чем-либо Деда Мороза, например: Я прошу тебя ответить на мое письмо. Прошу писать мне. Может кто и поделится с Дедом Морозом самым сокровенным, своей заветной мечтой. А ведь Дед Мороз — волшебник, и, если верить в чудо, то мечта непременно сбудется. 3 часть – Добрые пожелания. Она у каждого получится своя. Пишем ее. И наконец, 4 часть – Концовка где мы прощаемся с Дедом Морозом. Закончим письмо словами прощания. -Как можно попрощаться? -До свидания, До скорой встречи, С уважением Здесь же можно передать через Деда Мороза привет его помощникам и внучке Снегурочке. А далее кто написал письмо: -Фамилия, Имя. -Дата и место написания. Закончите письмо. Теперь только осталось ждать встречи Нового года и верить, что ваша заветная мечта, которой вы поделились с Дедом Морозом в письме, сбудется. А еще, чтобы она сбылась, нужно хорошо учиться, помогать дома старшим, защищать и не обижать младших. А Дед Мороз, судя по вашим делам и поступкам, по вашим успехам в учебе, постарается, чтобы ваша мечта осуществилась. 6. Подведение итогов. -Ну вот и подошёл к концу наш урок. Мы с вами написали письмо Деду морозу. А вы знаете, что под Новый год происходят чудеса, и уже давно сложилась традиция находить подарки под елочкой. И взрослые, и дети ищут их, надеясь на чудо. А мы с вами подводим итоги урока. Сейчас каждый из вас выразит свое впечатление об уроке. (Высказывания учащихся)
|