Использование стихотворных строк для формирования культуры речи детей. Вопрос формирования у детей культуры речи весьма актуален, ведь для каждого человека очень важна правильно поставленная, красиво звучащая речь. От этого напрямую зависит то, как он излагает свои мысли, обменивается информацией с другими людьми, и как его воспримут окружающие. Правильному произношению, умению выбирать необходимые и верные языковые средства для выражения своих мыслей следует обучать детей как можно раньше. Это одна из важнейших практических задач, которая стоит перед дошкольным учреждением. Серьёзной проблемой для дошкольников является постановка ударения в словах. Как показал наш опыт, научить детей правильному произношению слов можно, если использовать стихотворный материал, так как ритмичные и рифмованные строки вызывают интерес у дошкольников, « врезаются» в память, тем самым закрепляют правильное произношение языковой единицы. Маляры пришли втроем, Обновили старый дом… Все ребята со двора
Скачать конспект
Малярам кричат : « Ура!»( М. Пожарова . Маляры) Телефон у нас висит, Телефон весь день звонит.(С. Баруздин. Телефон) Мишка топал, баловался- Легкий мостик зашатался, ( З. Александрова. Мой мишка) Посветлели облака, Улыбнулась им река, И плывут они по ней, Словно стая лебедей. ( С. Сеньков) Одеяло убежало, Улетела простыня. ( К. Чуковский) Для более старших детей используем произведения устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы ( пословицы, поговорки, загадки): С волками жить - по-волчьи выть. Комар носа не подточит. Без труда не выловишь и рыбку из пруда. Не зная броду, не лезь в воду. Утро вечера мудренее. С лица не воду пить. На сердитых воду возят. Волка ноги кормят. Всяк кулик в своем болоте велик. Однако, оказалось, что такого материала для обучения дошкольников правильной постановке ударения в детской литературе не так много. И поэтом к решению данной проблемы мы подошли творчески. Сначала стали подбирать пары слов, которые помогают детям запомнить трудные слова: торты-шорты, дремота- зевота, звенит-звонит, строит –поит, обидно-завидно, намочит-подточит, тоска- доска, Фёкла- свекла, ель-щавель, кремень-ремень. Увидеть результат своей работы, мы увлеклись и перешли к сочинению двустиший и четверостиший, содержащих образец правильного произношения: Деток надо баловать- Надо торты покупать. На поляне растет ель, А под елью той щавель. Мама с папой целый день Ищет дедушкин ремень. Любим творог и творог, Чтоб расти он нам помог. Крот поливает свой огород- Крупная сладкая свекла растет. Белочка всех угощает зверят- Грушевый им дает лимонад. У березки дуб спросил: « Ты красива? Я красив?» Восемь гусениц цепочкой Поднимались вверх по бочке. Нам сегодня привезли На окошко жалюзи.
Произносите правильно слова, Соблюдая в речи красоту; В слове туфель, в слове туфлям Ударение на ТУ.
Подарила Настя кошке Очень нужные сапожки. А подошва оторвалась, Без сапог Мурка осталась. В саду вишня зацвела, Как из нити кружева. Будем ягодки мы ждать, Чтоб корзины наполнять. Лиса хитрая была, Свою рыбку собрала. Волку это было видно, И обидно и завидно. Лиса это поняла, Только рыбку не дала. Рыбы мы с тобой наловим, Надевай скорей пуловер. На рыбалку мы пойдем С собой удочки возьмем. Мама волчица волчат одевала, Теплые шарфы им всем завязала, Чтоб не болели милые крошки, Кутает мама деток в одежки. Одолела нас зевота, А потом еще дремота. Лучше сразу лечь поспать, Чтобы весь день не зевать.
Говорила мать ежонку: « Ты красивее бельчонка!» Слышен добрый белкин смех: « Мой красивейший из всех!»
Не идет к зайчонку сон- В небе звездном свет включен. Всем зверятам не до сна- В небе яркая луна. Мне не спится, я молчу, Лучше все же свет включу! Не беда, что хитрый сон Не придет, коль свет включен! Темнота подкралась тихо В мою комнату ,молчит, Но тот час же убегает, Если кто-то свет включит. Использование такого материала помогает предупредить ошибки, связанные не только с неправильной постановкой ударения, но и грамматические: Не уйдет гулять никто Без красивого пальто. Поиграем мы в игру Вместе с шустрым кенгуру. Чтобы не перепутать одеть- надеть: Надеть одежду- Одеть Надежду. Мишка кушать хочет, Ножками топочет. Я к штанам карман пришью И конфетку положу. Коля в кубики играл, А потом на место клал. Оказался пес чужим. От него мы прочь бежим. Эффективность такого подхода к формированию у детей культуры речи проявилась очень скоро. Повторяя рифмы, дети быстро запоминали правильное произношение слов.
|