Волкова Гузелия Ваккасовна
«Связной речью считается такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию (обычно коммуникативную), обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты» (М. Львов)
Связная речь: это такая речь, которая связывает между собой все предметы и явления, и которая может быть понятной для окружающих. Если речь не связана определенными мыслями, высказываниями подлежащего толка, значит, такая речь не является подлинно связной и, по-видимому, имеет на то свои причины (отставание в психомоторном развитии или дефект речевого воспроизведения). В связной речи, для того чтобы она была понятна окружающим, учитывается, определенная ситуация, т. е. та ситуация, о которой идет речь. Связная речь – это также определенная последов!
ательность слов и предложений, которые связаны между собой определенными мыслями, понятиями и которые называются в речи точными словами. характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Связная речь служит средством коммуникации на более высоком уровне, чем просто предложение, она показывает все достигнутые ребенком в данном возрасте успехи в овладении особенностями родного языка, звукопроизношением, словарным запасом, построением грамматического строя. Формирование связной речи начинается очень рано. Устная связная речь складывается из двух умений: говорить – экспрессивная речь; понимать речь других людей – импрессивная речь. Разновидности связной речи: 1) просодика – сложный комплекс элементов речи, который включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп речи, тембр голоса, постановку логического ударения, экспрессию и эмоции; 2) интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления при выдыхании голоса, темпа, артикуляции при произношении звуков, особенно гласных; 3) мелодика речи – совокупность тональных средств, которые характерны для данного языка; модуляция высоты тона при произношении фразы; 4) ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием; 5) темп речи – это временная скорость протекания речи, возможное ускорение или укорочение, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности. 6) тембр голоса – окраска, качество звука; 7) логическое ударение – интонационное средство выделение какого-либо слова в предложении; при этом слова произносятся членораздельно, длительно, громко. Развитие выразительности речи у нормально говорящих дошкольников. Выразительность является важным качеством речи. Развитие выразительности речи имеет своеобразный и длинный путь.
Развитие связной речи включает: • словарную работу (обширный запас слов и умение им пользоваться помогает выразить мысль наиболее точно и полно); • формирование грамматического строя речи (умение выражать свои мысли простыми и распространенными, сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, правильно используя грамматические формы рода, числа, падежа); • воспитание звуковой культуры речи (речь должна быть внятной, четкой, выразительной). • Известны два основных вида речи — диалогическая и монологическая • Диалогическая речь – это первая школа связной монологической речи и всего речевого развития у детей. • Развивая связную речь, ребенок постепенно овладевает родным языком, словарным запасом, фонематическим слухом и навыками произношения звуков, грамматическим строем, правилами синтаксиса и смысловой речью. • Грамматический и лексический строй речи закладывается уже с 1,5 лет и заканчивается примерно к 7 годам. В школьном возрасте эти приобретенные навыки совершенствуются за счет письменной речи. Связная речь, естественно, зависит от воспитания и обучения близких ему людей, от их культуры, национальных особенностей; также она зависит от практического ее применения. • В посвященных развитию связной речи исследованиях Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, А. М. Леушиной, О. И. Соловьевой и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном руководстве педагога и путем систематического обучения. • Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы. • Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.
Требования к речи воспитателя.
Воспитатель должен: • Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. • Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию. • Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм. • Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания. • В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. • Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей). • Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений. • Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений. Критерии профессионального мастерства педагога. • Культура речи воспитателя. • Точность и ясность выражения мыслей. • Образность речи. • Эмоциональность и интонационная выразительность речи. • Доступность речи для детей по форме и содержанию. • Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов. • Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты
В ходе развития связной речи дети должны овладеть несколькими подсистемами родного языка: • 1) фонетикой (система звуков речи); • 2) лексикой (система словарного запаса); • 3) семантикой (система значений, начиная со значений отдельных слов); • 4) синтаксисом (система сочетания слов, обозначающих определенную мысль); • 5) прагматикой (система социальных правил, предписывающих, что, как, когда и кому следует говорить).
Показатели развития связной речи (по методике диагностирования О.С. Ушаковой)
Младший дошкольный возраст • Умение пересказывать короткие сказки и рассказы с незнакомым ранее содержанием; • Умение составлять рассказ по картинке или об игрушке совместно со взрослыми; • Умение описывать предмет, изображенный на картинке, называя признаки, качества действия, высказывая свою оценку. • Умение пользоваться разнообразными вежливыми формами речи.
Старший дошкольный возраст. • В пересказывании литературных произведений умение передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей; • Умение составлять описание, повествование и рассуждение . • Умение развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.
|