Из года в год по результатам диагностики уровня логического мышления подготовки детей к школе перед педагогами встает проблема: как организовать познавательную деятельность детей так, чтобы развивать у старших дошкольников элементы логического мышления. Меня очень заинтересовала эта проблема, т. к. мои воспитанники как раз достигли этого возраста, и я поставила перед собой цель -определить психолого-педагогические условия целенаправленного развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Мною была изучена и проанализирована психологическая, педагогическая и научно-методическая литература по проблеме развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. А также были намечены следующие задачи формирующей части опытно-экспериментальной работы: 1.Развивать у старших дошкольников элементы логического мышления через развивающие игры с учетом их индивидуальных особенностей. 2.Включить в образовательную деятельность задания по математике с элементами логики, активно использовать мультимедиа и компьютер во время индивидуальных занятий. 3.Использовать в работе с детьми знаково -символические средства(диаграммы, ребусы, символы). 4.Искуственно создать в повседневной жизни детского сада ситуации проблемного характера и предоставить детям возможность решать их, опираясь на ранее усвоенные знания и умения. Мною были определены следующие психолого –педагогические средства, способствующие развитию элементов логического мышления: -развивающие игры; -система занятий «Мы познаем мир»; -Использование современных КТ;
-задания по математике с элементами логики; -использование знаково -символических средств в образовательной деятельности; -преобразование проблемных ситуаций в повседневной жизни. Хочется отметить, что особое значение в развитии логических форм мышления принадлежит игре, а в нашем случае это комбинаторные и лабиринтовые игры. Шахматная игра занимает определенное место в педагогическом процессе, т. к. она учит детей логически мыслить, запоминать, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность. Очень целесообразным является внедрение в работу с детьми кроссвордов. Каждый ребенок становится первооткрывателем, исследователем, ему необходимо напрягать свой ум, активизировать приобретенные знания, опыт, размышлять. Кроссворды способствуют тренировке памяти, развивают сообразительность, умение анализировать, сопоставлять, логически мыслить, воспитывают настойчивость в достижении цели. На первом этапе детям показываю красочно оформленный кроссворд, предлагаю внимательно рассмотреть изображенные предметы, назвать их, и потом внести эти названия в соответствующие клеточки, ведь в подготовительной группе уже 50% детей читающие. Детям нужно объяснить основные правила: начинать решать кроссворд можно с любого слова, каждая клетка предназначена для одной буквы; слово начинается с клетки, где стоит номер, и заканчивается краем фигуры кроссворда. На этом этапе требуется эмоциональное преподнесение материала, чтобы вызвать интерес у детей. На втором этапе предстоит работа с заранее приготовленными кроссвордами с целью воспроизведения в памяти полученной ранее информации и ее закрепления. На третьем этапе дети учатся самостоятельно составлять элементарные кроссворды. Большое внимание в старшем дошкольном возрасте уделяется развитию элементарных математических представлений, которые перерастают в логику. В образовательной деятельности по математике большое внимание уделяется развитию психических процессов –воображения, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления, развитию интереса к образовательному процессу. Очень эффективными формами работы с детьми в этом направлении являются такие как викторины, олимпиады, КВНы, игра «Что? Где? Когда?», развлечения. Математические представления закрепляются и в других видах деятельности, интегрируются с другими образовательными областями. Образовательная деятельность по разделу «Мы познаем мир» основана на принципах развивающего обучения. Главные задачи это учить детей рассуждать, логически мыслить, делать верные умозаключения. Воспитателю необходимо создать ситуацию, когда ребенок сам сможет найти средства для ее решения. Диаграммы, ребусы, карточки-символы позволяют предложить детям задачи, заставляющие их рассуждать. Каждый ребенок может попытаться решить их индивидуально и представить свой результат, рисуя стрелки, символы, условные обозначения. Особенно это нравится мальчишкам, они представляют себя в роли пиратов, которые рисуют карты, где спрятан клад. Мною были искусственно созданы ситуации проблемного характера, решать которые детям было нужно самим. Поиск решения развертывался на основе ее активного исследования и мыслительного моделирования. Использование компьютерных технологий дают возможность решать большой круг доступных детям и привлекательных для них учебно-познавательных задач. Позволяя свободно экспериментировать на экране, они облегчают процесс самостоятельного приобретения знаний практическим путем, формируют мыслительную деятельность, помогают преодолеть стереотипность мышления. Задания, оснащенные анимационными эффектами, звуковое сопровождение очень привлекают детей и делают образовательный процесс очень ярким и запоминающимся. Таким образом, педагогический эксперимент позволил мне сделать следующие выводы: 1.Проблема формирования элементов логического мышления у старших дошкольников является актуальной. Один из возможных путей ее реализации лежит в создании специальных психолого-педагогических средств. 2.Экспериментальная работа подтвердила обоснованность выбранной проблемы. Комплекс психолого-педагогических средств, включающий использование современных компьютерных технологий, оказывает более эффективное воздействие на развитие логического мышления по сравнению с использованием в воспитательно-образовательном процессе традиционных педагогических воздействий и методов. 3.Мною разработана система игр-занятий, способствующих эффективному развитию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
|