Что такое проективные карты? На первый взгляд, это просто набор картинок размером с игральную карту или открытку. На самом же деле, это универсальный инструмент в руках педагога-психолога, т.к. карты могут применяться как с детьми, так и с педагогами и с родителями в различных направлениях: в проективной диагностике, консультировании, тренинговой работе, психокоррекции и т.д. В независимости от направления работы проективные карты создают особую обстановку, способствующую подлинно глубокому самовыражению, раскрытию и саморефлексии, а также развивают творческие способности всех, кто соприкоснется с ними. О других преимуществах проективных карт (иначе их еще называют метафорическими, ассоциативными), также как и об истории данного метода можно прочитать в интернете. Какими бывают проективные карты? Карты могут содержать только изображение, либо изображение с надписью. На картинках часто можно встретить пейзажи, людей, животных, ситуации из жизни, предметы, отрицательных и положительных сказочных героев и т.д.
Мое первое знакомство с ассоциативными метафорическими картами началось с колоды «Мастер Сказок» Т. Зинкевич-Евстигнеевой. Приобретая эту колоду, не думала, что она будет так широко и часто применима мной. Ее яркие красочные карты (кстати, с подробной инструкцией) будят воображение не только у детей, но и у родителей. Чуть позже к этим картам добавились «Проективные сказочные карты» Н.И. Олифирович, Г.И. Малейчук, «Мир сказочных историй» Джон и Кейтлин Мэттьюз. В работе с родителями и педагогами выручают метафорические ассоциативные карты «Она» К. Крюгер, «Закон притяжения» Эстер и Джерри Хикс. Самые последние карты, которые появились в моем «волшебном сундучке» - это карты Евы Морозовской «Ёжкины сказки», «Герои и злодеи», «Жизнь как Чудо». От этих позитивных и немного мультяшных карт просто в полном восторге наши дошколята. Как применять проективные карты в работе педагога-психолога? Далее мне хотелось бы кратко рассказать, как можно применять карты в работе педагога-психолога и привести в пример несколько игр и упражнений. Сразу оговорюсь, что они не являются моими, т.е. авторскими, и взяты из инструкций и методических руководств к картам, которые есть в моем арсенале и были описаны выше. Проективные карты в работе с детьми Вытаскивание карт на занятиях вносит некое волшебство, яркость и фантазию во взаимодействие педагога-психолога с детьми. Отталкиваясь от картинок на картах, дети сочиняют истории и сказки индивидуально или в небольших группах, узнают и придумывают новые слова так необходимые для описания главных персонажей и обстановки вокруг них. Рисуют картины и лепят фигурки, связанные с той или иной картой, которая им досталась. С помощью педагога-психолога делают театральные постановки по придуманному ими рассказу вокруг одной или нескольких карт. Сочиняют мелодии, которые бы могли напевать герои, изображенные на карте. Игра «Сказка на всех» Инструкция: педагог-психолог первым вытягивает карту из колоды и начинает сочинять сказку, следом каждый ребенок вытаскивает по карте и добавляет что-то свое в содержание сказки, в разворот ее событий. Хороший помощник в этом колода «Ёжкины сказки» Евы Морозовской, которая включает 60 карт, условно отнесенных к 4 категориям в соответствии с цветом рубашки карт. Фиолетовая рубашка обозначает категорию «Герои». В перипетиях сюжета Друзья, Враги и Другие Существа тоже могут браться отсюда. Синяя рубашка обозначает категорию «Антураж Героя», т.е. его происхождение, аксессуары, волшебные предметы и т.д. Зеленая рубашка покрывает карты категории «Действия»: на этих картах герои совершают поступки, и эти поступки вплетаются в сюжет. Четвертая категория, с красно-оранжевой рубашкой, это «Взаимодействия». На каждой карте минимум два участника, которые каким-то образом относятся друг другу. Педагог-психолог может направлять детей сочинять сказку по определенной схеме, например: экспозиция – завязка – перипетии – кульминация – развязка. После того, как сказка сложилась, педагог-психолог по необходимости подключает и другие методы арт-терапии: изотерапию, песочную терапию, инсценировку и др. Проективные карты в работе с родителями С помощью карт можно консультировать родителей. Для начала они определяют вопрос, который их волнует, или тему, в отношении которой хотелось бы приобрести ясность. Для поиска решения педагогом-психологом будут задаваться вопросы в соответствии со схемой выбранной техники. Для поиска ответа на каждый вопрос вытаскивается одна или несколько карт. Есть два способа вытаскивать карту: «вслепую», когда карты лежат рубашкой вверх, или «в открытую», когда карты лежат вверх изображениями. Выбор карты вслепую – это всегда вызов творческим способностям мам, пап и бабушек, и именно этот способ порождает подлинно ошеломляющие открытия. В качестве примера вопросы родителям по вытянутой карте: Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? В какой период жизни мы его наблюдаем? Каков его характер? Его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? и т.д. Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами виден этот пейзаж? Что происходит за границами видимого на картинке? Если на картинке различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить для решения вашей ситуации? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь? Следует отметить, что проективные карты легко вплетаются в выстраивание генограммы обратившейся за помощью семьи, позволяют определить повторы в жизненных сценариях и, как итог, скорректировать детско-родительские отношения. Проективные карты в работе с педагогами Можно включать упражнения с проективными картами во все структурные элементы тренинга для педагогов и воспитателей: в качестве «ледоколов», выявления ожиданий участников, их представления о себе, статусе, роли в коллективе, для обучающих игр, демонстраций, мозгового штурма, сбора обратной связи и завершения тренинга. В групповой работе следует придерживаться ряда правил: - Хозяин карты – хозяин рассказа. Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями и не навязывают свою точку зрения. - Истина в глазах смотрящего. Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту. Пример упражнения для тренинговой работы с педагогами «Я бывают разные». Необходимо разложить карты колоды картинкой вверх. После выполнения первой половины упражнения перевернуть карты картинкой вниз и перемешать. Вторую часть карт педагоги вытягивают вслепую. Инструкция участникам: выберите пять карт, которые представят вас в пяти ролях: 1. Я как Воспитатель, Педагог (Профессионал) 2. Я как Дитя 3. Я как Родитель 4. Я как Супруг (Партнер в отношениях) 5. Я как Творец нового Обсудите значение карт и причины их выбора в парах. По завершении обсуждения выберите еще пять карт интуитивно, это будет ваш бессознательный выбор. Обсудите карты второго круга в парах, затем в общем кругу. Вопросы для обсуждения: где сознательный и бессознательный выбор сходятся, а где противоречат друг другу? Что нового я узнала о себе? В качестве итога добавлю, что лично меня поражает простота и глубина применения проективных карт в работе педагога-психолога. Это не только мощнейший универсальный инструмент, но и возможность быстро, безболезненно и с юмором помочь самой себе, а иногда и просто поднять настроение.
|