Семинар-практикум педагога психолога в ДОУ. Тема: Психологические особенности детей дошкольного возраста Цели: систематизировать знания педагогов о психологических особенностях детей дошкольного возраста, создавать условия в учреждении для организации индивидуального подхода к детям на основе возрастных групп. Материалы: Таблицы «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» для каждой возрастной группы, Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А.Васильевой, атрибуты к игре «Ромашка». Ход занятия: Вступительная беседа:
Ребёнок – дошкольник приходит в детский сад, и мы продолжаем его развитие, используя программы по дошкольному образованию. Каждая образовательная программа построена с учётом определённых принципов. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой строится на основе следующих принципов: · Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребёнка · Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам · Максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса · Творческая организация процесса воспитания и обучения · Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребёнка · Уважительное отношение к результатам детского творчества · Единство подходов в воспитании детей в условиях ДОУ и семьи · Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования ребёнка дошкольного возраста Соблюдение всех этих принципов возможно только в том случае, если педагог будет знать психологические особенности детей: как индивидуальные, так и возрастные. Знакомство с индивидуальными особенностями каждого ребёнка происходит в процессе общения с ним. А вот о возрастных особенностях мы и поговорим сегодня. Работа по заполнению таблиц: Каждая возрастная группа получает таблицу «Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах» (Приложение 1) для своего возраста и, пользуясь Методическими рекомендациями к программе, заполняет её. Затем идёт обсуждение заполненных таблиц. Игра «Ромашка» Перед педагогами раскладывается цветок. На его лепестках написан вопрос. Каждый педагог тянет лепесток, готовится и отвечает на поставленный вопрос. Вопросы на лепестках «Ромашки» · Чем характеризуется год «большого скачка» (2 – 3 года) (основные изменения: интенсивное развитие речи, появление целенаправленности, начало осознания самого себя) · Почему происходит «кризис трёх лет»? Назовите его симптомы. (Ребёнок начинает приобретать своё «Я» и становится независимым от взрослых, окружения. Его симптомы: негативизм – стремление всё делать наоборот, вопреки требованиям или просьбам старших; упрямство – он проверяет, может ли он что-то потребовать и выполнят ли его просьбу; строптивость – направлена против норм поведения, установленных взрослыми; своеволие - всё хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых; протест – бунт – ребёнок находится в состоянии войны с окружающими, проявляет негатив к игрушкам; деспотизм или ревность – проявление своей власти над окружающими взрослыми, ревность же – к детям) · Назовите характерную особенность детей четвёртого года жизни. (Это их стремление к самостоятельности) · Назовите важнейшее условие полноценного развития ребёнка в детском саду. (Хорошие, доброжелательные отношения с воспитателем) · Какое новообразование появляется у пятилетнего ребёнка? (Появление произвольности – целью деятельности ребёнка являются не изменение внешних, окружающих его предметов, а овладение собственным поведением) · Что означает психологическая подготовка к школе? (она включает в себя: формирование определённого отношения к учёбе в школе как серьёзной и социально значимой деятельности, т.е. мотивацию учения; обеспечение определённого уровня интеллектуального развития; развитие эмоционально-волевой сферы) · Как ребёнок постигает социальный мир? (Впитывает поведение взрослых и подражает им. Легко верит. Следует наглядному примеру.) Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья Педагогам вручаются памятки (Приложение 2). Зачитывается и обсуждается содержание этих памяток. Итог встречи На сегодняшнем занятии мы попытались освежить в своей памяти знания о психологических особенностях детей разных возрастных групп. Эту информацию вам необходимо использовать в своей работе для достижения более высоких результатов в воспитании и обучении детей. (Таблицы и памятки педагоги забирают с собой) Приложение 1 Организация работы с детьми дошкольного возраста в разных возрастных группах (ранний возраст 1,5 - 3 года)
Психологические особенности детей
|
Организация деятельности
|
1. Развитие предметной деятельности, осуществляемой совместно со взрослыми.
|
· Учить нормативным и специфическим действиям
· Обеспечить процесс обобщения
· Начинать с освоения простых действий, переходить к более сложным
|
2. Овладение ребёнком ходьбой
|
· Предоставить пространство для передвижения
· Создавать препятствия для преодоления их во время ходьбы
|
3. Развитие наглядно – действенного мышления
|
· Создавать развивающую среду как структурируемое пространство, позволяющее совершать различные формы активности
· Создавать ситуации, способствующие проявлению познавательной активности
· Предоставлять материал для экспериментирования
|
4. Развитие речи
|
· Использовать просьбы и обращения к ребёнку
· Давать для прослушивания инсценировки детских сказок
· Рассматривать совместно картинки и стимулировать к названию детьми изображённых предметов
· Создавать речевые ситуации
|
5. Начало развития игровой деятельности
|
· Обучать различным действиям с игровыми предметами
· К концу третьего года вводить игрушки заместители
· Обогащать репертуар игровых действий с предметом
|
6. Развитие изобразительной деятельности
|
· Предлагать варианты дорисовывания предметов
· Позитивно оценивать рисунки детей и поощрять стремление к изобразительной деятельности
|
7. Развитие восприятия
|
· Рассматривать предметы, сравнивать их по размеру, цвету и форме
|
8. Развитие чувства самостоятельности
|
· Поощрять инициативу детей к самостоятельности
|
9. Развитие чувства гордости и стыда
|
· Не ругать детей
· Избегать негативных переживаний со стороны ребёнка и стремиться к установлению тёплых эмоциональных отношений с ним
|
10. Идентификация с именем и самооценка
|
· Поощрять инициативу ребёнка и положительно подчёркивать его достоинства
|
11. «Кризис трёх лет»
|
· Находить посильные поручения
· Поощрять самостоятельность
· Проявлять терпение к ребёнку
|
Приложение 2
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(младший возраст 3 - 4 года)
Психологические особенности детей
|
Организация деятельности
|
1. Игра – ведущий вид деятельности
|
· Обучать действиям с игрушками заместителями
· Разучивать различные игровые действия
· Развивать представление о том, во что можно играть с предметом и как
|
2. Интенсивно развивается восприятие (могут воспринимать 5 и более цветов)
|
· Давать задания, ориентирующие детей на форму и цвет предметов
· В ходе выполнения конкретных заданий добиваться правильного названия форм и цветов
|
3. Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление
|
· Использовать механические устройства и игрушки
|
4. Начинает формироваться наглядно-образное мышление
|
· Знакомить с преобразованиями предметов
|
5. Формирование эгоцентрической пространственной позиции
|
· Моделировать передвижение объектов перпендикулярно линии взора ребёнка
|
6. Совершенствование воображения
|
· Использовать ситуации, развивающие воображение
|
7. Поведение носит ситуативный характер
|
· Держать под контролем ситуацию, в которой оказался ребёнок
|
Приложение 3
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(средний возраст 4 - 5 лет)
Психологические особенности детей
|
Организация деятельности
|
1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (Освоение разных игровых ролей и игровых действий)
|
· Знакомить с разными игровыми ролями
|
2. Дальнейшее развитие воображения (формирование графических образов)
|
· Использовать схематические изображения для их последующей детализации
|
3. Продолжает развиваться восприятие
|
· Давать задания на классификацию предметов по форме, величине и цвету
|
4. Совершенствуется ориентация в пространстве
|
· Давать задания на анализ положения объекта в пространстве и на плоскости листа
· Использовать задания, связанные с расположением на листе бумаги небольшого предмета в соответствии с указаниями взрослого
|
5. Интенсивно развивается образное мышление
|
· Решать задачи на ориентирование в пространстве с помощью простых схем
· Организовывать наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим схематическим изображением
|
6. Дальнейшее развитие речи (речь как предмет особой активности детей, которые занимаются словотворчеством)
|
· Стараться отвечать на вопросы, привлекать внимание детей к вопросам, заданным их сверстником
· Заложить традицию чтения книг
· Чтение одной сказки проводить несколько раз, ставить по её содержанию много вопросов
· Использовать сказки в других видах деятельности (разыгрывание по ролям, игры – драматизации, рисование и т.д.)
|
7. Моральное развитие
|
· Оценка поведения ребёнка должна быть позитивной
· Указывая на недостатки ребёнка, нужно подчёркивать, что в целом педагог хорошо относится к ребёнку и хочет ему помочь
|
8. Дифференциация межличностных отношений
|
· Регулировать отношения детей, помогать преодолевать трудности в общении
|
9. Развитие образа «Я» и его детализация
|
· Организовывать игры – соревнования с ситуацией успеха
|
10. Начало формирования произвольного морального поведения
|
· Не давать резких негативных оценок поведению детей, не допускать неожиданных резких криков с угрозой в адрес ребёнка
· Не игнорировать инициативы ребёнка при демонстрации им собственных достижений
|
Приложение 4
Организация работы с детьми дошкольного возраста
в разных возрастных группах
(старший возраст 5 - 7 лет)
Психологические особенности детей
|
Организация деятельности
|
1. Дальнейшее развитие игровой деятельности (выделяют две группы отношений – реальные и игровые)
|
· Вводить нормы для игровой деятельности по распределению ролей
· Насыщать игровыми действиями не только центр, но и периферию пространства
· Включать в игровую деятельность всех детей
|
2. Продолжает развиваться восприятие (осваивают формы, цвета, углубляется представление о размерах)
|
· Систематизировать представления о цветах и формах предметов
· Вводить понятие меры длины и производить действия измерения с помощью меры
|
3. Дальнейшее развитие образного мышления (решение задач в наглядном плане, совершают преобразования объектов, оценивают последовательность взаимодействий групп объектов, перемещающихся навстречу друг другу)
|
· Использовать наглядное моделирование различных ситуаций
· Знакомить с различными сторонами действительности
· Развивать представления об объектах, обладающих комплексом разных свойств
|
4. Формирование обобщений, развитие словесно-логического мышления и некоторых логических операций
|
· Использовать задания на классификацию объектов по разным признакам
|
5. Развитие воображения (придумывают оригинальные и детализированные образы)
|
· Использовать задания по придумыванию рассказов по карточкам с рисунками
|
6. Развитие личности (развивается соподчинение мотивов, появляется произвольность в поведении, наблюдение, планирование собственной деятельности)
|
· Предлагать задания творческого характера
· Обеспечивать социальное признание результатов детского творчества
· Использовать в работе метод проектов
|
Приложение 5
Рекомендации по поддержанию у ребёнка психологического здоровья
1. Поддерживать у ребёнка положительную самооценку. Не бывает плохих детей, бывают неадекватные поступки. Каждый ребёнок талантлив, надо лишь во время заметить этот талант и дать ему проявиться
2. Содействовать эмоциональному благополучию В хорошем эмоциональном состоянии человек успешно преодолевает различные препятствия
3. Помочь ребёнку осознавать свои эмоции Ребёнку необходимо помочь познать свои эмоции через проговаривание его состояния: «Я вижу, что ты поссорился с Димой и тебе сейчас плохо, потому что ты злишься на него»
4. Помочь ребёнку контролировать эмоции и управлять ими Это может быть переключение внимания ребёнка, разговор с ним о его недовольстве, рисование страхов и уничтожение рисунка. В трудных случаях следует обратиться к психологу
5. Помочь ребёнку управлять своим временем, поведением. Давать ребёнку право выбора, чем ему заниматься, научить его планировать своё время
|