Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально – нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные изменения. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Анализ традиционных форм работы с семьей показал, что ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам, (в том числе и педагогу – психологу): целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, рекомендации, советы.
«Дошкольное детство» - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого- педагогическом плане. В соответствии с Законом «Об образовании» и Типовом положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в ДОУ, так и в семье. За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла свое отражение в ряде нормативно- правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положение о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании». Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, необходимо создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Функции работы ДОУ с семьей: -ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно- воспитательного процесса, организуемого в ДОУ; -психолого – педагогическое просвещение родителей; -вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность; -помощь отдельным семьям в воспитании детей; -взаимодействие родителей с общественными организациями. Положительно характеризует себя новая практика, когда детские сады избирают новую философию взаимодействия ДОУ с семьей. Преимущества новой философии взаимодействия ДОУ с семьей неоспоримы и многочисленны: · Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей: родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических и психологических проблем и в то же время никак не повредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, могут надеяться на понимание со стороны родителей в решении педагогических и психологических проблем. А в самом большом выиграше находятся дети, ради которых и осуществляется это взаимодействие; · Учет индивидуальности ребенка: педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса; · Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий; · Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; · Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений, что было нереально при использовании традиционных форм работ с родителями. Педагог, определив тип семьи воспитанника, сможет найти правильный подход для взаимодействия и успешно осуществлять работу с родителями. При реализации новой философии взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи старым формам работы с семьей. Внедрение инноваций в работе ДОУ – важное условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Помимо традиционных форм работы активно используются инновационные формы и методы работы с семьей: семейный клуб – это перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передачи опыта в воспитании детей. В семейных клубах и объединениях проводятся следующие виды мероприятий: -«Круглый стол» по любой теме (стили семейного воспитания, влияние родительских установок на развитие личности ребенка); -тематические выставки; -консультации специалистов; -устный журнал для родителей, с разными темами на каждой странице (памятки и советы родителям); -почта доверия, телефон доверия; -открытые занятия для просмотра родителей; -конкурс семейных талантов; -аукцион секретов воспитания и др. Критерии оценки эффективности работы ДОУ с семьей. -изменение характера вопросов родителей к воспитателям, руководителю ДОУ, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать. -изменение микроклимата в неблагоприятных семьях в положительную сторону. -проявление у родителей осознанного отношения к воспитательной деятельности, стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок, использование родителями психолого – педагогической литературы, участие родителей в клубах, семейных конкурсах, праздниках, субботниках, организуемых в ДОУ. Осознание взрослыми членами семьи не только практической, но и воспитательной значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.
|