Психологическое сопровождение формирования предпосылок учебной деятельности в дошкольной образовательной организации Иванова В.М., педагог-психолог МАДОУ № 6 «Звездочка» г. Пскова, кандидат психологических наук Современный детский сад, по мнению авторов Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО), это тот тип и вид образовательной организации, где лейтмотивом педагогической деятельности должны быть следующие идеи: «…поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду…» Традиционно же в нашем обществе позиция родителей и многих педагогов складывается из «кивков» на «потом»: «Вот вырастешь, тогда и будешь...», «Вот в школу пойдешь, тогда и поговорим об этом...», «Что с маленьким разговаривать, подрастет и узнает...», «Вот окончишь школу, тогда жизнь и начнется...». Одним из вариантов в данном русле является подход в дошкольном образовании: «В детском саду детей готовят к школе». И эта фраза говорит нам о том, что мы готовимся к роли ученика все время пребывания в саду и на выходе дошкольник должен уметь читать и писать, а соответственно, знать все буквы и цифры. И реальность такова, что во многих дошкольных учреждениях уже со старшей группы усиленно даются школьные занятия: прописывание, изучение букв, цифр и работа с азбукой и т.д.
Скачать конспект
Такое обучение не должно иметь место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Собственно эта мысль и внесена в ФГОС ДО и, по мнению психологов, является важнейшей для полноценного проживания ребенком дошкольного возрастного отрезка жизни. При этом, если организация процесса подготовки к школе соответствует всем требованиям к ее осуществлению, то школьная готовность формируется, как и должно, в старшем дошкольном возрасте естественным образом: физиологическая готовность соотносится с психологической, социальной, психической и желание читать и писать исходит от самого субъекта. При этом скорость приобретения этих умений многократно возрастает. В связи с этим очень важным для педагогов-дошкольников является обеспечение полноценной жизнедеятельности и развития детей «здесь и сейчас». Всем известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому только в игровой форме мы можем предоставлять информацию и способы взаимодействия с окружающей средой и социумом. Тем не менее, в ФГОС дошкольного образования мы находим, что «...При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования». А как можно сформировать начала учебных умений вне учебной деятельности? Говоря об обучении детей, педагоги дошкольных организаций тревожатся, что в связи с новыми ФГОС, где не приветствуется такая форма организации детской деятельности как занятие, сложно будет достичь таких целевых ориентиров, как сформированные предпосылки учебной деятельности в рамках общей школьной готовности. Наша задача помочь воспитателям сориентироваться в новых условиях и найти те возможные методы и приемы педагогической деятельности, при которых мы сможем достичь поставленной цели, а именно, сформировать желание учиться в игре (например, сюжетно-ролевая игра «Школа»). Здесь идет речь о подготовке к смене ведущих видов деятельности, и задача взрослых заключается в том, чтобы помочь детям перейти от игры к учению с удовольствием и интересом, только тогда мы сможем ожидать от ребенка успехов. Какими же предпосылками учебной деятельности должен овладеть дошкольник, чтобы легко адаптироваться в системе школьного обучения и быть успешным? Во-первых, это познавательная активность ребенка. Интерес к новым знаниям будет иметь место в том числе, если мы не форсируем развитие, навязывая учебные занятия, а поощряем ребенка в его познании. Во-вторых, это овладение ребенком способами самостоятельного решения практических и познавательных задач, выделяя связи и отношения исходных данных. Старший дошкольник, помещаемый время от времени в игровое проблемное поле, научается самостоятельно подбирать решение и находить верный вариант. В-третьих, это усвоение общих способов действий, с помощью которых возможно решение проблемы. По примеру взрослого дети манипулируют предметами, вспомогательными средствами (измерение длины...), усваивают алгоритм описания, рассматривания предметов, явлений и др. В-четвертых, это развитие самоконтроля, контроля, самопроверки. Признаки способности к самоконтролю мы наблюдаем уже в раннем детстве (ребенок устремлен к игрушке и отвлечь его от ее достижения стоит определенных усилий!), но в качестве предпосылки это свойство психики формируется в старшем дошкольном возрасте в случае доверия к действиям ребенка, подбадривания и уважения к выбору. Как можно психологически сопровождать процесс формирования учебных предпосылок в условиях дошкольного учреждения? Педагог-психолог детского сада в начале учебного года составляет план работы на предстоящий учебный период по всем направлениям своей профессиональной деятельности: просвещение, профилактика, консультирование, коррекция, диагностика. Работа планируется для всех категорий участников педагогического процесса: педагоги, родители, дети (табл.1). Примерный план психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности у старших дошкольников Таблица 1
Направление
|
Категория
|
Форма
|
Тема
|
Сроки
|
Психологическое просвещение
|
Родители
|
Групповая консультация
|
Как готовить ребенка к школе?
|
сентябрь
|
Индивидуальная консультация
|
О результатах диагностики школьной готовности ребенка и рекомендации по занятиям дома
|
октябрь
|
Педагоги
|
Доклад на педсовете
|
Игра – это серъезно
|
декабрь
|
Методический час
|
Методика развития самостоятельности старшего дошкольника
|
январь
|
Психологический тренинг
|
Учусь играть с детьми
|
1 раз в месяц в теч. уч. года
|
Беседа
|
Создание проблемных ситуаций в НОД
|
ноябрь
|
Психологическая профилактика
|
Родители
|
Доклад на родительском собрании
|
Возможные последствия «школяризации» дошкольника
|
сентябрь
|
Педагоги
|
Семинар
|
Возрастные психологические и психические возможности старшего дошкольника
|
ноябрь
|
Психологическая коррекция и развитие
|
Педагоги
|
Тренинг
|
Эффективное педагогическое общение
|
1 раз в месяц в теч. уч. года
|
Дети
|
Рекомендации педагогам
|
Индивидуальные предложения по итогам диагностики
|
|
Психологическая диагностика
|
Дети (с согласия родителей)
|
Тестирование
|
Мотивация, познавательные психические процессы, произвольность, развитие речи и др.
|
Сентябрь-октябрь
|
Родители
|
Анкетирование (входное-начало года, и итоговое – конец года)
|
Экспертная оценка уровня сформированности предпосылок УД
|
Сентябрь - апрель
|
Педагоги
|
Анкетирование
|
Знание теории по теме «Предпосылки учебной деятельности», ФГОС ДО
|
октябрь
|
Психологическое консультирование
|
Педагоги и родители
|
Консультирование, выставки литературы, буклеты, оформление страницы на сайте и др.
|
По запросам,
|
В теч. уч. года
|
Работа педагога-психолога по формированию предпосылок учебной деятельности проводится параллельно с другими видами деятельности. Вышеуказанный план работы это часть общего годового плана работы педагога-психолога в ДОО. Например, диагностика школьной готовности осуществляется по программе, частью которой является раздел предпосылок УД. Общий фон деятельности психологического сопровождения обусловлен содержание ФГОС ДО: «3.2. Требования к психолого-педагогическим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. 3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; 2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей); 3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности; 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения; 7) защита детей от всех форм физического и психического насилия...» Успешность и эффективность психологического сопровождения формирования предпосылок учебной деятельности возможны только при условии совместной деятельности всех категорий участников педагогического процесса: детей, родителей, педагогов в доброжелательном, позитивном эмоциональном поле. Литература 1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с. : ил. — ISBN 9785090191487. 2.Ясюкова Л.А. Методика определения готовности к школе: прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. СПб., 1999.
|