Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.
Психология
Автор: Кравцова Александра Александровна   
10.04.2015 10:07

Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.Три кита в современной работе педагога психолога в ДОУ.

Опирая на новые требования ФГОС дошкольные учреждения должны их своих стен выпускать по новому подготовленного ребенка.

Учитывая это работа педагога психолога должна измениться, должен измениться сам подход и мишени работы специалиста.

В связи с этим меняется центральная задача работы педагога – психолога с детьми. Правильным будет, выявление специалистом дефицитарной психической функции на разных этапах онтогенеза, развитие компенсаторных механизмов, а так же исследование динамики развития высших психических процессов, разработка индивидуальных методов профилактики и коррекции неуспешности детей.

 

Скачать конспект

Самый пик проявления неблагоприятных особенностей раннего развития ребенка (как психофизиологического так и социального) приходится на конец дошкольного – начало школьного возраста. Что выражается неготовности ребенка к школьному обучению.

Луриевская концепция о трех функциональных блоках мозга (А. Р. Лурия, 1973а) говорит о том, что в основе неуспешности детей в старшем дошкольном и младшем школьном периоде могут лежать как когнитивные, моторные и регуляторные функциональные недоразвития. (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978). А.Р. Лурия выделей три функциональных блока мозга. Блок энергетический, его функция состоит в регуляции общих изменений активации мозга (тонус мозга, уровень бодрствования) и локальных избирательных активационных изменений, необходимых для осуществления высших психических функций. Второй блок приема, переработки и хранения информации. Третий блок програмирования, регуляции и контроля за протеканием сознательной психической деятельности. Каждая отдельно взятая психическая функция обеспечивается согласованной работой всех трёх блоков, при нормальном развитии.

Основываясь на этом в своей работе можно разделить профилактическую и коррекционную работу на эти три направления.

Развитие и коррекция: моторики, когнитивной сферы, регуляторных функций (развитие вербальной регуляции произвольного Действия (А. Р. Лурия, 1950, 1956, 1958; В.И. Лубовский, 1978).

Все групповые и индивидуальные занятие с детьми должны содержать в себе обязательные задания из каждого блока. Опираясь на средний возрастной диапазон концентрации внимания у детей на одном виде деятельности, упражнения и задания подбираются наиболее информативные и времясберегающие, тем самым обеспечена глубина и компактность занятий. Игровая форма занятий компенсирует дефицит игровой деятельности детей.

Алгоритм занятия с детьми старшей группы в возрастном диапазоне 4,5- 5,5 лет.

Для данного возраста характеры удержание внимания на пассивном виде деятельности около 15 минут, после чего необходима динамическая пауза.

Время занятий 25 минут.

Ввод в занятие. Дыхательные упражнения на соморегуляцию, это позволит детям снять излишнее возбуждение и повысить концентрацию внимания, это занимает около 5 минут. Сюда может входить дыхательная гимнастика по Стребелевой.

I. Задания на развития когнитивной сферы занимают 10 минут. Развитие высших психических процессов т.е памяти, мышления и внимания могут проводиться в устной — диалогово- игровой форме или письменной с индивидуальным раздаточным материалом. Задания могут быть индивидуальные, в диадах или подгрупповые.

II. Упражнения на развитие моторики и сенсорного восприятия. Сюда входят пальчиковые игры соответствующие возрасту и подразумевающие развитие не только моторики, но и развитие межполушарного взаимодействия, внимания, активизации и пополнения активного и пассивного словаря ребенка. Задания на зрительное, слуховое и тактильное восприятие. Упражнения делаются в течение 10 минут.

III. Двигательные упражнения на саморегуляцию.

Примерный перечень игр.

Регуляция и контроль.

Слушай хлопки — 1. По хлопку руководителя можно беситься, кричать, бегать, прыгать. Как только ещё один хлопок, нужно замереть и ждать следующего хлопка.

После этого объяснить детям, что вы будете считать до 10 – дети должны тихо подойти к вам и сесть, только после того, как вы досчитаете до 10.

Слушай хлопки — 2. Дети, совершая различные действия (бегают, прыгают), должны по определённой инструкции останавливаться, приседать или вставать на одну ножку по хлопку ведущего в ладоши.

Слушай хлопки — 3. Бег по большому кругу с остановками по хлопкам. На 1, 2, 3 занятиях. 1 хлопок – остановка; 2 – хлопка – упасть; 3 хлопка – остановиться и хлопнуть в ладоши. Сначала даётся инструкция: Потом спрашивать, как запомнили. Через 3 занятия изменить инструкцию.

Когнитивная сфера.

«Я положил в мешок … Игра на развитие памяти. Начинает игру руководитель. Он говорит: «Я положил в мешок яблоки». Ребёнок повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь, например: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Следующий ребёнок опять повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. Следующий по порядку ребёнок продолжает. И так далее. Руководитель участвует в игре.

Можно просто добавлять по одному предмету из слов, обозначающих какое-либо понятие (например: фрукты, овощи и т.п.. Можно подбирать предметы по алфавиту, по цвету, усложняя задание.

Можно использовать другую фразу: «В саду у бабушки растут…» Порядок игры тот же. А также: «В машину погрузили…».

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

«Эмоции». Один ребёнок молча изображает разные эмоциональные состояния человека. Остальные угадывают.

"Ощупывание и распознавание предметов". Положите в непрозрачный мешочек различные небольшие предметы: ключ, кольцо, монету, орех, камешек, мелкие игрушки и т.д. Так же в продаже существуют готовые мешочки с деревянным фигурками. Дети должны на ощупь угадать, какие предметы лежат в мешке. При этом они должны ощупывать предмет как двумя руками одновременно, так и каждой рукой по очереди.

Развитие моторики и сенсорного восприятия.

«Замок». Можно выполнять стоя или сидя. Сложить руки в «замок».

На двери висит замок -
Кто его открыть бы смог?
Потянули (тянуть руки в разные стороны, не разжимая пальцы)
Покрутили (крутить кистями, не разжимая пальцы)

Постучали (пальцы сцеплены, ладони стучат друг об друга)
И открыли… (пальцы разжимаются, расслабить кисти).

"Предметы с различной фактурой поверхности". Покажите, назовите и дайте потрогать детям материалы и предметы с разной фактурой поверхности (гладкие, шершавые, ребристые, колючие, мягкие и т.п.). Затем предложите им ощупать вслепую материал двумя руками, потом одной рукой и найти этот же материал или предметы из него, действуя сначала этой же рукой, а затем — другой.

"Загадочный контур". Руководитель рисует на доске или листе бумаги волнистую замкнутую линию и предлагает детям, подключив воображение, рассказать, на кого (на какое животное, птицу, фантастическое существо и т.д.) она похожа. Таким образом, развивается образное воображение и стимулируется способность каждого ребенка увидеть что-то свое в данном контуре, без навязывания ему собственных стереотипов восприятия.

Перешифровка.

  1. Сесть в кружок. Взяться за руки. По кругу – пожатие руки несколько раз и передача другому.
  2. Так же, но руки наперекрест. Пожатие только правой рукой или только левой рукой по кругу. У замыкающего круг спрашивать сколько до него дошло.
  3. Сесть в кружок. Ладони перекрёстно лежат на своём колене и колене соседа. Стучать по коленке сидящего рядом ребёнка сначала по часовой стрелке и затем против часовой стрелки, передавая стук по кругу.

«Закончи слово». Дети стоят в кругу. Первый ребёнок кидает мяч кому-либо из детей и говорит начало любого слова (например, «само…»). Поймавший мяч должен продолжить слово ( «…кат»), и, бросая мяч следующему ребёнку, назвать первую половину другого слова, и т.д.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год