Эмоциональные качели. Как мы их раскачиваем и возможно ли их остановить. |
Психология | |||
Автор: Залознова Нелли Викторовна Черкасова Снежана Владимировна | |||
28.10.2024 17:01 | |||
Эмоциональные качели. Как мы их раскачиваем и возможно ли их остановить. Родительский клуб Первая встреча в начале нового учебного года в ДОУ Цель: оценить последствия проявления гнева в отношениях с ребенком; познакомиться со способами снятия эмоционального напряжения. Ход встречи: Первая часть встречи (теоретическая) Давайте с вами разберемся, что же происходит в организме ребенка, когда на него кричат. 1. Одно из последствий проявления гнева – сжатие тела. Это состояние сравнимо с ожиданием взрыва бомбы во время военных действий. Соответственно, имея нестабильно уравновешенных родителей, ребёнок не знает когда и откуда ему прилетит «бомба». Если родитель непредсказуем в своём поведении, то ребёнок в постоянной готовности сжаться и его постоянная задача выжить с теми, с кем страшно. 2. Страх запускает сигнал на выработку гормона стресса. Он необходим для того, чтобы скрыться, убежать. А для этого нужно ускорить работу сердца, привести мышцы в определённый тонус. В этом случае гормоны выполняют эмоциональную функцию самозащиты. Запускается цепь:
Чем чаще стресс – тем чаще вырабатывается гормон. Возникает адреналиновая зависимость. Если родитель часто дает повод для выработки адреналина, то этот гормон будет подниматься даже при обычном контакте с родителем. Зрительный контакт! Физиология нашего организма мудра! Если постоянный стресс разрушителен, следовательно, необходим выброс обезболивающих, успокаивающих гормонов: сератонин (ясное сознание); эндорфины (мягкие по действию) и дофамин. Дофамин смягчает действие адреналина и появляется ощущение, что что-то произошло, но уже хорошо и не так страшно. Гнев – явление временное. И после эмоционального выплеска у родителя наступает осознание, что перегнул палку. И из точки ГНЕВ он теперь возвращается в точку ЛЮБОВЬ. В ответ на ласку мамы/папы организм выделяет гормон окситоцин, который отвечает за привязанность, нежность. Это притупляющий стресс гормон, как и дофамин – «Как замечательно в объятиях мамы!». Спасибо окситоцину, запускающему прощение того, кто только что погрузил в состояние стресса. Так появляется зависимость от удовольствия во время примирения. 3. Образуется и закрепляется цепь реакций: Адреналин (готовность) + Кортизол (сверхсила / снижение иммунитета) + Дофамин (смягчает, все уже случилось) + Окситоцин (притупление стресса, привязанность, нежность) Все обидчики выезжают на этой привычке: «Прости, пожалуйста, не знаю, что на меня нашло!» Прощение выдаётся достаточно быстро и легко, т.к. в детстве ребенку дали понять, что с ним так поступать можно! Результат – толерантность, снисходительность к насилию!!! «Со мною так можно!» 4. А в дальнейшем, подсознательно, ребенок настроен на поиск ситуации или людей, запускающих выработку сначала адреналина (ссора яркая, с гневом); кортизола, помогающего справиться с этой ситуацией в состоянии мобилизации, а затем примирение – выработка окситоцина. Во взрослой жизни такой человек уже не может сказать себе «СТОП», когда видит проявление повторяющихся унизительных действий. При знакомстве допускает уничижительное обращение, вместо того, чтобы уносить ноги от такого окружения! Вторая часть встречи (практическая) Способы работы с гневом Гнев – это трансовое состояние. Этот эффект называется "эмоциональным захватом в плен". Представьте, что во время проявления гнева вы схожи с локомотивом, несущимся прямо на ребенка. Осознайте последствия этой встречи! В этот момент самое важное для вас — взять управление «локомотивом» в свои руки. 1. Придумайте стоп-слово Это способ помочь себе осознать, что я впадаю в состояние гнева и напомнить о том, что пришло время остановиться. (Любовь, семья… — любое слово, значимое для вас). 2. Осознание собственной роли в данной ситуации, как взрослого человека. «Вспомни сколько тебе лет!» Когда вы кричите и ругаетесь с ребенком, вы становитесь в общении с ним «на равных». То есть, если вашему ребенку 5 лет, значит, вы сами общаетесь с ним из пятилетнего возраста и выясняете отношения с ним в данном контексте. 3. Возьмите небольшой тайм-аут Техника «7шагов назад» Вам хочется приближаться к объекту гнева — сделайте наоборот столько шагов от него, сколько нужно, чтобы его достигнуть. При этом можно несколько раз сильно сжать руки в кулак и разжать их. Если вы чувствуете, что повышаете голос и нарастает «волна» гнева, возьмите тайм-аут. Это поможет не произнести и не сделать то, о чем потом будете жалеть. - Выйдите в другое пространство, убрав объект раздражения и гнева из визуального контакта. - Подойдите к зеркалу и посмотрите на себя во время очередной вспышки гнева. Посмотрите, как вы выглядите. Вряд ли вам понравится своё отражение. Вспоминайте это выражение лица каждый раз, когда хотите сорваться на крик. Выгаданное время позволит отвлечься и дать гневу выход, не причиняя вреда себе и другим. А главное даст возможность подумать, что именно вы хотите донести до собеседника и как сделать это без истерики. 4. Подышите
- Начните считать по технике «навстречу»: 1-10; 2-9; 3-8; 4-7; 5-6; 6-5; 7- 4; 8-3; 9-2; 10-1. (родители пробуют посчитать данным способом самостоятельно) 5. Проживите эмоции Вы можете:
- сделать «выплеск» на лист бумаги в виде каракули или черкания; скомкайте этот лист и выбросите; затем на чистом листе начните рисовать круги — столько, сколько потребуется, чтобы успокоиться и подумать, что вы будете делать дальше. 6. Техника «Триггер»
Например: Триггер – ребенок требует моего немедленного внимания во время очень важного разговора по телефону. Решение: Я начинаю гладить его по спинке рукой, тем самым даю ему тактильное внимание. Ребенок успокаивается на некоторое время, в которое я заканчиваю телефонный разговор. Триггер — ребенок требует в магазине купить шоколадное яйцо. Решение: Я беру ребенка и выхожу с ним из магазина, не обращая внимания на его крик и взгляды окружающих. Выйдя из общего пространства зрителей, договариваюсь с ним. Воспринимайте свой гнев как сигнал о том, что необходимо что-то менять, а агрессию, вырабатывающуюся во время него, как двигательную силу для решения данной ситуации. "Каждый может разозлиться – это легко, но разозлиться на того, на кого нужно, и настолько, насколько нужно, и тогда, когда нужно, и по той причине, по которой нужно, и так, как нужно — дано не каждому». Аристотель
|