Терапевтические игры для тревожных детей. |
Психология | |||
Автор: Тихонова Юлия Ивановна | |||
05.10.2024 07:15 | |||
Терапевтические игры для тревожных детей. Игра — ведущий вид деятельности детей-дошкольников. Играя, ребёнок не только обучается и развивается. Есть игры, которые помогут дошкольнику справиться с переживаниями и волнениями, снять стресс. Дети в игре часто воспроизводят собственный опыт, поэтому и ситуации, которые вызывают у них тревогу, тоже часто находят в ней отражение. Ребёнок, который переживает стресс, начинает проигрывать одну и ту же травмирующую ситуацию много раз. Конечно, не всегда его тревоги и переживания просто бывает разглядеть и понять, но характер подскажет о проблемах и потребностях ребёнка: в признании, одобрении или преодолении стресса. В настоящее время игровая терапия — это множество разных психотерапевтических и развивающих методов и приёмов. Впервые термин «игровая терапия» был предложен последователями школы знаменитого психоаналитика Зигмунда Фрейда.
Игровая терапия может быть директивной или недирективной. Всё зависит от степени участия в игре взрослого. Игротерапевт (взрослый) даёт указание ребёнку выполнить какое-либо игровое упражнение, задание, поиграть в специальную игру (директивная игротерапия). В недирективном методе игротерапии ребёнок самостоятельно решает, что и как он будет делать, свободно играет, взрослый может лишь помочь ему понять собственные чувства и эмоции. Какой бы подход не использовал игротерапевт, очень важно создать доверительную связь с ребёнком. Без этого ребёнок не раскроется и занятия не принесут пользы. Игровую терапию проводят психологи. Родители тоже могут проводить такую терапию, но после специального обучения. Для занятий по игротерапии созданы специальные наборы игрушек — люди, животные, волшебные существа, дома, мебель. При занятиях игротерапией должны соблюдаться два правила: 1)игра проводится только в определённое время, 2)дети не могут взять игрушки с собой. Психолог должен создать тёплую, доброжелательную атмосферу, быть внимателен к тому, что делает и говорит ребёнок.. Такие простые и свободные игры расслабляют и отвлекают ребёнка: он успокаивается, когда чувствует, что рядом с ним чуткий человек, который понимает его и "уважает" его страхи и переживания. Психолог (игротерапевт) помогает понять и осмыслить новую игру, проговаривает все действия. Получается, что во время такой игры ребёнок смотрит на себя со стороны и начинает по-другому относиться к себе и своим переживаниям. Идеальной игры, которая смогла бы снять стресс у любого ребёнка, не существует. Нужно подбирать игры и игровые упражнения с учётом темперамента, исходя от особенностей личности ребёнка и его потребностей на данный момент: кому-то нужно просто успокоиться, другому важно выплеснуть свои эмоции наружу. Игры, которые помогут ребёнку справиться со стрессом. «Вечер в зоопарке» Если нужно, чтобы ребёнок просто успокоился, используйте самое простое расслабляющее упражнение. Попросите малыша, чтобы он представил себя одним из засыпающих животных в вечернем зоопарке. Пусть он ворочается, как мишка, свернется калачиком, как лисёнок. Такая игра поможет ему почувствовать умиротворение и снизит уровень тревожности и раздражительности. «Бумажные снежки» Чтобы малыш сбросил напряжение, сделайте вместе с ним снежки из бумаги и побросайте ими друг в друга или в воображаемого врага. В результате ребёнок получит хорошую эмоциональную разрядку. Подвижные игры ещё полезны тем, что они помогают малышу проявить смелость и почувствовать уверенность в своих силах. «Капризный в ресторане» Предложите понарошку заказать и съесть блюда в воображаемом ресторане, а потом немного покапризничать. Иными словами, создайте атмосферу, в которой ребёнок сможет выразить своё раздражение. Дайте волю эмоциям! Разрешите ему покривляться и высказать несколько негативных замечаний: «А это очень кислое!», «Фу, в супе лук! Я его не люблю!», "Укроп? Я не ем зелень, я же не корова (овечка, козочка)". Эта игра освободит ребёнка от накопленных негативных эмоций. Иногда родители предлагают игру в таком тоне, как будто это обязанность малыша, и тогда пользы от занятия не будет. "Отпускаем переживания" Прошлый опыт сложно отпустить. Человек, переживший травму или потерю может начинать «цепляться» за то, что считает важным и дорогим. Нам нужна метафора «отпускания с радостью» — шарики. Отпускаем в небо шарики, пускаем кораблики по реке… «Воздушный шарик» В этой игре ребёнок изображает, как он надувается, словно воздушный шарик. Ещё он может представить себя в виде ростовой куклы, которая медленно встаёт, а затем постепенно сдувается. Это упражнение помогает почувствовать тело и снять нервное напряжение. Вы можете проделать его вместе с малышом. Это лишь малая часть игровых упражнений, которые можно использовать для борьбы с детским стрессом и переживаниями. Самое главное здесь для взрослого — увлечь ребёнка игрой, чтобы тот получал удовольствие от своего занятия.
|