Проект по психомоторному развитию детей 2-4 лет посредством телесно-ориентированных практик
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный, фронтальный, групповой.
Продолжительность: среднесрочный (сентябрь-декабрь).
Участники:
- Дети первой младшей группы.
- Воспитатели первой младшей группы.
- Педагог-психолог.
- Родители.
Основные направления: психомоторная коррекция, здоровье, формирование образа тела, развитие общей моторики.
Актуальность:
С каждым годом все чаще в детский сад поступают дети с недостаточным уровнем развития познавательной деятельности и психомоторного развития (недостаточно развита общая моторика, координация движения, мелкая моторика). У многих детей ко второй младшей группе выявляется задержка познавательного развития и речи, в дальнейшем они направляются узкими специалистами детского сада в ТПМПК. По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Отмечается определенная динамика в общей структуре инвалидности: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35, 5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Возросло количество детей, которым уже с первым дней жизни необходима врачебная помощь (сосудистые и костно-мышечный проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз различных систем организма). К дошкольному возрасту чаще они поступают к дефектологам, логопедам, психологам, потому что имеют явные признаки отставания в развитии — задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматические проблемы. Кроме того дети не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, им трудно учиться, их поведение вызывает беспокойство у родителей и педагогов. Это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и социальному взаимодействию. С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности. К этому стоит добавить специфику социокультурной современной ситуации (отсутствие игровой деятельности, подмена живого общения компьютером), плюс экология, состояние оказания врачебной помощи. Все это компоненты системной дазпдаптации. Специалисты пришли к однозначному выводу о необходимости создания новой специфической коррекционной программы, в основе которой лежат универсальные нейробиологические и социо-культурные механизмы развития. Нейропсихологическая стратегия и тактика такой программы реализована в методе замещающего онтогенеза (МЗО, Б.А. Архипов, А.В. Семенович и др). Данная программа представляет собой систему развития, включая новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему гармоничному развитию личности. Этот метод позволяет выполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дает ребенку возможность быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни. Направление, в рамках которых была разработана эта программа, исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций (ВПФ). Таким образом можно сделать вывод, что коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики в России, как и во всем мире. Чем раньше с ребенком начинается целенаправленная педагогическая работа, тем более полной может оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях вторичные дефекты могут быть даже предупреждены. Поэтому было принято решение организовать проведение проекта по психомоторному развитию «Шаг за шагом!» на первой младшей группе.
Программа МЗО представляет собой цикл занятий для детей раннего возраста, имеющих те или иные трудности, которые приводят к проблеме адаптации в социуме, а также для профилактики нарушений в развитии.
Реализуется в три этапа:
- Психомоторный (двигательный);
- Включение когнитивной коррекции (нейропсихологическая коррекция);
- Расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков, и формирование положительной оценки себя и своих способностей.
Именно реализации первого этапа посвящен проект «Шаг за шагом!».
Первый этап коррекции- психомоторный (двигательный). Упражнения выполняются в определенной последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребенка в младенческом возрасте, становятся основой для более сложных моторных комплексов. Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей развития вызывает активацию в развитии всех высших психических функций, простраивает взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь любые телесные навыки включают любые такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, база для полноценного участия этих процессов в овладении чтении, письмом, математическими знаниями и др.
Двигательное развитие детей в правильной последовательности:
- Рождение ребенка. Ребенок проходит родовые пути.
- Ребенок лежит на спине.
- Поворачивается на один бок, другой, на живот.
- Ползает по-пластунски.
- Поднимает руки, упирается.
- Поднимает голову и охватывает пространство.
- Садится.
- Ползает на четвереньках.
- Встает, сначала с помощью рук, потом без.
- Начинает ходить сначала с помощью взрослого, а затем самостоятельно.
Если ребенок развивается, не нарушая этой последовательности, то правильно пройденные этапы двигательного развития запускают ряд важных рефлексов. Кроме того, позволяют ребенку без искажений воспринимать пространственную сферу.
Если развитие ребенка происходит с искажением, пространственные связи им были освоены не в полной мере, то и восприятие пространства будет искажено, что мы и наблюдаем, к сожалению, у большинства детей. Начинается это на самом раннем этапе, этапе рождения. А у некоторых и внутриутробно. Ребенок долго лежит на спине, не поворачивается. Затем он как то очень быстро повернулся, сразу сел. Потом через очень короткое время встал. Мало кто ползал по-пластунски и на четвереньках. Получается, что некоторые этапы ребенок просто не проходит, игнорирует. Родители радуются как он все это быстро сделал. А у ребенка при этом имеется тоническое напряжение, -гипер- или гипо –тонус, он ходит на носочках. Ребенок все время старается сбросить это напряжение, но оно у него может сохраняться до 6-8, иногда и до 12 лет. А в некоторых случаях и до более позднего возраста. Поэтому психомоторная коррекция в младшем дошкольном возрасте будет способствовать развитию познавательной деятельности детей.
Практическая значимость:
- Развитие общей моторики ребенка;
- Формирование навыков выполнения движений у детей;
- Психомоторная коррекция и развитие познавательной деятельности детей;
- Формирование у воспитателей знаний о телесно-ориентированных играх, способствующих общему развитию детей;
- Формирование у родителей знаний о телесно-ориентированных играх, способствующих общему развитию детей;
Цель проекта- развитие и профилактика недостатков развития общей моторики и координации движений, а также успешная адаптация к условиям дошкольного учреждения.
Задачи:
- Развивать общую моторику и координацию движений;
- Способствовать успешной адаптации детей к ДОО;
- Расширять знания родителей и педагогов о телесно-ориентированных играх, уметь проводить игры с детьми в группе и самостоятельно заниматься с детьми в домашних условиях.
Предполагаемый результат:
- Развитие общей моторики и координации движений;
- Улучшение согласованности движений;
- Повышение устойчивости внимания и усидчивости детей;
- Снижение гиперактивности у детей с данной проблемой;
- Воспитатели и родители смогут самостоятельно проводить телесно-ориентированные игры и использовать методы психомоторной коррекции в группах с детьми.
Средства достижения поставленных задач:
- Проведение семинара-практикума/ родительского собрания для воспитателей и родителей с целью разъяснения цели проекта и пользы для детей, обучение телесно-ориентированным играм;
- Включение упражнений по психомоторной коррекции в утреннюю гимнастику;
- Проведение фронтальных занятий в спортивном зале совместно с воспитателями (возможно включение инструктора по физической культуре);
- Обучение родителей телесно-ориентированным играм на семинарах-практикумах;
- Информационные листовки для воспитателей и родителей с подбором упражнений психомоторной коррекции.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (июль-август).
- изучение методической литературы по данной теме
- обсуждение с родителями и педагогами проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, длительность, необходимость участия в нем родителей, степень включенности родителей
-составление перспективного плана проведения занятий по психомоторной коррекции.
2. Этап реализации (сентябрь-декабрь).
- проведение семинаров-практикумов/родительских собраний для разъяснения цели проекта и пользы для детей, обучение телесно-ориентированным играм
- разработка рекомендаций и информационных листовок для родителей и воспитателей
- включение в утреннюю гимнастику и физические разминки совместно с воспитателями таких упражнений, как самомассаж рук, ног, туловища, головы; дыхательные упражнения, растяжки, прыжки на двух ногах в игровой форме и др.
- занятия в спортивном зале (1 раз в неделю) которые на начальном этапе включают упражнения (ползание по-пластунски, на четвереньках, перевороты вокруг своей оси, растяжки, дыхание животом в игровой форме, релаксация). После освоения детьми вышеуказанных упражнений добавляются упражнения и игры на ритмирование организма: хлопанье руками и топанье ногами в ритм музыке, танцевальные движения под звучание барабана, релаксация
- проведение воспитателями в группе телесно-ориентированных игр, способствующих формированию образа тела и снимают физическое и эмоциональное напряжение, что способствует концентрации внимания, усидчивости и нормализации эмоционального состояния (упражнения «Выжать лимон», «Надувной шарик», «Метание бумажных мячей», растяжки «Лодка», «Лучики»; игры на ритмирование организма, хлопанье руками и топанье ногами, танцевальные движение под звучание барабана и т.д.
- проведение воспитателями дополнительных занятий по психомоторному развитию 1 раз в неделю в первой младшей группе -10 минут, закрепляются упражнения отработанные на фронтальных занятиях.
Планирование занятий:
Месяц
|
Используемые игры и упражнения
|
Сентябрь
|
1.
|
1. «Знакомство» Пальчиковая гимнастика «Осень»
(Вышла осень погулять, шагаем на одном месте
Стала листья собирать. выполняются наклоны и имитация поднятия листочков.)
- Упр. «Обнимашки».
- Игра «Веселые танцы!»
- Релаксационное упражнение «Солнечный лучик» (самомассаж).
|
2.
|
1. Пальчикова гимнастика «Овощи»
Я – зелёная капуста, (Руки перед собой образуют круг.)
Без меня в кастрюле пусто. (Наклонили голову – «заглядываем в кастрюлю».)
Листья снимете с меня, (Разводим руки в стороны.)
И останусь только я!
2. Упр. «Яйцо» (Предложите ребенку сесть на пол, подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени. Пусть представит себя цыпленком, который будет вылупляться из яйца. Инструктор (мама) садится сзади ребенка, обхватывает его руками и ногами, изображая скорлупу. Особое условие –максимальный телесный контакт мамы с ребенком, ребенок повторяя изгибы маминого тела погружается телесно во внутритрубное состояние). Ребенок с травматикой рождения, внутриутробной гипоксией, будет активно вырываться через секунду после принятия положения, не нужно удерживать ребенка силой. Спокойным голосом взрослый, работающий в паре с ребенком, повторяет односложные успокаивающие предложения: «нужно немного посидеть как яичко», «давай ты будешь цыпленок», «где мой маленький цыпленок», «а кто у нас будет яичком», и так далее;
3. Релаксационное упражнение «Солнечный лучик» (самомассаж).
|
3.
|
1. «Пальчиковая гимнастика «Гриб»
Красный-красный мухомор- (Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)
Белых крапинок узор. (Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки
показываем «крапинки».)
Ты красивый, но не рвём! (Погрозили пальчиком.)
И в корзинку не берём! (Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)
2. Упр. «Шалашик»Ребенка в положении «яйцо» накрывают (на совместных занятиях вместе с мамой) прозрачным цветным платком, светлых оттенков, и предлагают высунуться из домика, можно вначале попросить сделать это упражнение маме с ребенком на руках, плавно снимая платок с головы ребенка, повторять -«ку-ку».
3. Упр. «Обнимашки», «Растирания».
4. Релаксационное упражнение «Загораем» (Давайте ляжем, представим себе, что ноги загорают на солнце. Поднимите ноги и держите на весу. Ноги напряглись, стали твердыми, каменными. Опустите ноги. Они устали, а теперь отдыхают, расслабляются. Как хорошо, приятно стало. Вдох - пауза. Выдох - пауза.
Мы прекрасно загораем!
Выше ноги поднимаем!
Держим... держим... напрягаем...
Загораем! Отпускаем).
|
4.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Фрукты»
В огороде много гряд, (Сжимают и разжимают пальцы.)
Тут и репа, и салат, (Загибают пальцы поочерёдно.)
Тут и свёкла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зелёный огород (Хлопают в ладоши.)
Нас прокормит целый год.
2. Упр. «Шалашик», «Приведение». На свободно передвигающегося после «вылупления из яйца» ребенка накидывают цветной платок, сопровождая выражением: «Ой, кто это? Это приведение, дикое но симпатичное, ну-ка напугай маму». Малыш, будет в начале, стягивать платок, затем включиться в игру, возможно, будет ходить в платке, разглядывая мир в разноцветных красках. Если подобное поведение слишком долго будет продолжаться, то следует позвать ребенка по имени, спрашивая: «А кто у нас спрятался?» И после того, как ребенок спокойно реагирует на присутствие чужеродной тряпицы над головой переходим к тоннелю.
Телесное насыщение ощущением победы в поведении ребенка проявляется - иногда нарушением сна, гиперактивностью, чрезмерными капризами, усилением стереотипий и аутостимуляций.
Присутствие данных признаков свидетельствует о том, что психотерапевтический процесс запущен, при ярко выраженных проявлениях нужно обратиться за помощью к специалисту психологу который курирует ваш замещающий онтогенез, возможно, что-то в технике исполнения упражнений делается не так как должно.
3. Упр. «Растирания», «Обнимашки» (добавляются обнимашки друг с другом).
4. Дыхательное упражнение «Шарик» (диафрагмально-релаксационное).
|
Октябрь
|
|
1.
|
1. Пальчиковая гимнастика «А из теста мы слепили»
Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают пальцы.)
А из теста мы слепили (Прихлопывают ладонями, «лепят».)
Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальцы, начиная с мизинца.)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи – (Обе ладони разворачивают вверх.)
Всё мы испечем в печи.
Очень вкусно! (Гладят животы.)
2. Упр. «Яблочко и червячок»
3. Упр. «Обнимашки», «Растяжки».
4.Релаксационное упражнение «Солнце в себе» (Солнце всем светит, всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звездочка стала еще больше. Мы направляем к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем-всем (руки развести в стороны перед собой).
|
2.
|
1. Пальчиковая гимнастика «Курочка»
Зёрна курочка клюёт, (Обе ладошки вместе отклоняем от себя.)
И цыплятки тут как тут. (Щепотки «клюют» по очереди.)
В воду уточка нырнёт, (Ладошки вместе «ныряют» вперёд.)
А цыплятки не нырнут. (Погрозили пальчиком.)
2. Упр. «Тоннель». Упр. «Лялечка»
Условием упражнения в начале, если ребенок сильно сопротивляется упражнение выполняется со спины, руки взрослого с простынью как бы обнимают ребенка со спины постепенно заматывая и разворачивая ребенка к себе лицом, и когда ребенок спокойно переносит процедуру пеленания без головы можно накидывать простынь на голову, заматывая ребенка, как новорожденного в пеленку. Затем можно взять ребенка на руки покачать, и положить на пол, предварительно площадь вокруг должна быть освобождена от лишних предметов. Ребенка укладывают и молча садятся рядом. Возможно, как в яйце, беседовать с ребенком, можно петь колыбельную. Условие правильного выполнения не сон, а контакт с мамой. Затем ребенок должен самостоятельно развернуться мама одобрительно разделяет желание ребенка освободиться, подбадривает его в процессе освобождения от пеленки.
Только после того, как ребенок успешно разворачивается, поверх пеленки, ребенка оборачивают на два широких оборота скотчем, при этом с ребенком все время поддерживают вербальный и эмоциональный контакт. После укладывают, и разделяют радость от освобождения.
3. Упр. «Качели» (+тренировка вестибулярного аппарата).
4. Дыхательное упражнение «Перышко» (успокаивающее).
|
3.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Зверушки»
Зайка – ушки на макушке – (Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке. (Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик, (Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса – (Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
2. Упр. «Лялечка» (усложненный вариант).
3. Упр. «Качели» (скрутка).
4.Релаксационное упражнение «Солнышко». (Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Опустим руки, теперь они у нас отдохнут. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова).
|
4.
|
1. Пальчиковая гимнастика «Части тела»
У меня есть голова, (Слушаем стихотворение и указываем на соответствующие части тела.)
Грудь, живот, а там – спина,
Ножки – чтобы поскакать,
Ручки – чтобы поиграть.
2. Упр. «Лежим и глядим», «Самолет».
3. Игра «Прятки» (Поиграем в необычные прятки, будем прятать части своего тела. Нужно их спрятать так, чтобы никто не увидел. Сначала спрячьте глазки, носик, ротик, колени, все пальцы, зубки, ножки, волосы. А теперь лягте на спинку и поднимите вверх руку, ногу, голову, коленку. А сейчас будем учиться поднимать две части тела одновременно: ноги, руки, колени. А теперь еще сложнее: ноги и одну руку, теперь другую ноги и другую руку, теперь голову и ногу и т.д.)
4. Дыхательное упражнение, включение движений.
|
Ноябрь
|
|
1.
|
1. Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Этот дом – одноэтажный. (Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.)
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
2. Упр. «Перекати поле» (на один бок, другой, вокруг своей оси).
3. Упр. «Обнимашки», «Растяжки».
4.Релаксационное упражнение «Голубое небо» (Сесть прямо, положить руки на колени раскрытыми ладонями вверх. При вдохе представить, что вдыхаете голубое небо (солнечный свет и т. д.) Можно выдыхать свое беспокойство, страх, напряжение. А вдыхать спокойствие, уверенность, легкость).
|
2.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Детеныши птиц» Есть у курицы цыплёнок, (Большим пальцем поочерёдно касаются остальных, начиная с мизинца.)
У гусыни есть гусёнок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утёнок.
У каждой мамы малыши – (Перебирают пальцы по очереди.)
Все красивы, хороши.
2. Упр. «Поползли» (по-пластунски), «Лечь сверху».
3. Упр. «Следочки», «Балансир».
4. Релаксационное упражнение «Превращения» ("Жираф": движения головой вверх-вниз, круговые движения вправо-влево. "Осьминог": круговые движения плечами назад-вперед, плечи поднять, опустить (оба плеча одновременно, затем по очереди)."Птица": руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад-вперед. "Обезьяна": наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево. "Лошадь": поднимать по очереди ноги, сгибая в коленях."Аист": подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу)."Кошка": потягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую).
|
3.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Мамочка»
Мамочка хорошая, (Воздушный поцелуй над ладонью.)
Мамочка любимая! (Поцелуй над другой ладонью.)
Очень я её люблю, (Сдуваем с ладони поцелуй.)
Поцелуи ей дарю! (Сдуваем поцелуй с другой ладони.)
2. Упр. «Поползли», «Змейка» (упор руками, поднятие головы), «Посидим-поглядим».
3. Упр. «Обнимашки», «Ходим на ручках».
4.Релаксационное упражнение «Озорные щечки». Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы. «Рот на замочке». Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их: У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы). Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с). Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.
|
4.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Одежда»
Я надену сапоги, (Показываем на ноги, туловище, голову.)
Курточку и шапку.
И на руку каждую (Одна рука выпрямленными пальцами вверх, другая – проводит по мизинцу и ребру
ладони, показывая направление надевания перчаток.)
Натяну перчатку. (Смена рук.)
2. Упр. «Кто быстрее!» (ползание на четвереньках).
3. Упр. «Скачем на ножках», «Хлопок под коленкой», «Пройди по трамплину».
4. Релаксационное упражнение «Лимон» (Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку: Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он. Я его слегка сжимаю – Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов. Я лимон бросаю, руку расслабляю).
|
Декабрь
|
|
1.
|
1.Пальчиковая гимнастика «Зима»
Снег ложится на дома, (Руки разводим в стороны, ладонями вниз.)
Улицы и крыши. (Руки «домиком».)
Тихо к нам идёт зима, (Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.)
Мы её не слышим… (Рука за ухом.)
2. Упр. «Помогите ручки» (встает с помощью рук, затем без них).
3. Упр. «Змейка на носочках», «Змейка ползет».
4.Дыхательные упражнения «Ветер», «Индейцы», «Шарик».
|
2.
|
1. Пальчиковая гимнастика «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать? (Поочерёдно соединяют большой палец с остальными/имитация движений.
В снежки играть,
На лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
2. Упр. «Лодочка», «Балансир на животике», «Поднимаем ножки (из положения сидя)».
3. Игра «Следочки-ладошки» (коврик), «Следочки», «Балансир».
4. Дыхательные упражнения из разных положений (сидя, стоя в комплексе с движениями).
|
3-4
|
Мониторинг. Рекомендации воспитателям и родителям.
|
3. Оценочный этап (декабрь).
-мониторинг развития общей моторики и координации движений у детей;
-оценка сотрудничества с родителями;
-оценка включенности воспитателей в проект и их оценка результативности проекта.
Список используемых источников:
- Архипов Б.А., Семенович А.В. «Метод замещающего онтогенеза»;
- Истратова О.Н. «Практикум по детской психокоррекции»;
|