Программа эмоционального развития дошкольника |
Психология | |||
Автор: Чернопенева Оксана Дмитриевна | |||
22.08.2024 14:29 | |||
Программа эмоционального развития дошкольника У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, Чтобы петь и понимать сто миров, чтобы совершать открытия. Лорис Малагуцци Мы живем в эпоху социальных перемен: меняются условия жизни, ценности, характер отношений между поколениями. Сами взрослые часто оказываются не готовыми к переменам, и это не может сказываться на детях. Между тем родители мечтают видеть детей успешными: активными и гармонично развитыми, открытыми для всего нового, жизнестойкими, умеющими справляться с трудностями, ставить и достигать цели. В мире, где нет готовых ответов, где традиционные формы социальной интеграции уже не гарантируют успешность, все большее значение приобретает развитие личностного потенциала, их способности понимания себя, самоорганизации и саморегуляции. Все вышеперечисленные качества дают неоспоримые преимущества во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в усвоении социальных норм и правил, в активной самореализации в обществе. Поэтому задача организации учебного процесса, включающего в себя социально-эмоциональное развитие, становится весьма актуальной, и решать ее можно двумя путями:
перестраивая среду, то есть саму дошкольную жизнь, создавая такие условия обучения, в которых эмоциональный мир, опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми обладают ценностью и заслуживают внимание независимо от достигнутого результата, где все это становится предметом рефлексии и органично вплетается в учебный процесс; организуя специальные занятия с детьми, в ходе которых социально-эмоциональное развитие становится педагогической задачей. В этом случае необходимо создание особой программы работы, которая будет проводиться в отдельное специальное выделенное для этого время. Разработанная при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее» программа отвечает запросам времени. Она позволяет целенаправленно обучать детей внимательному и уважительному отношению к миру эмоций при выстраивании взаимодействия. В то же время результаты обучения в группе изменяют детей и педагогов, переносятся и в образовательную средув целом, изменяя отношения детей со сверстниками и взрослыми. Программа, с одной стороны, чувствительна к среде в образовательной организации, а с другой стороны, она сама трансформирует образовательную среду, оказывая влияние на детей, родителей, педагогов. Данная программа строится на базе теории эмоционального интеллекта. Важным принципом является междисциплинарный подход, который позволяет рассматривать развитие личности ребенка в единстве его эмоционально-личностных, познавательных и поведенческих качеств. Теория эмоционального интеллекта исходит из единства эмоций и интеллекта. Под эмоциональным интеллектом обычно понимают способность воспринимать и выражать эмоции, понимать и объяснять намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, видеть причинно-следственные связи, регулировать эмоции (свои собственные и других людей), учитывать знания об эмоциональных состояниях в поведении, использовать знания об эмоциональном мире в решении задач. Данная программа имеет концентрический характер-тематические разделы сохраняются, постепенно расширяясь и углубляясь из года в год. Принципы построения программы: полнота — программа представляет собой полный курс межпредметность – в программе используется материалы различных предметных областей, что обеспечивает применение, закрепление и обобщение знаний и умений, полученных детьми при изучении других предметных областей интерактивность – в программе используются психолого — педагогические технологии, обеспечивающие активную позицию ребенка включенность родителей как активных участников программы создает системную среду, способствующую развитию потенциала ребенка. Специальные компоненты программы помогают родителям организовывать содержательное общение с ребенком. Совместная работа в рамках программы помогает родителям осознанно содействовать социально-эмоциональному развитию ребенка. На наших занятиях изучаем 4 эмоции: радость, злость, грусть, страх. Дети усвоили не только представления о разных эмоциональных выражениях, но и развивают способность их произвольно изображать. На занятиях они осваивают элементарные умения оказания эмоционально поддержки другим людям разными способами; учатся сотрудничеству, совместной работе, пониманию взаимопомощи. Отдельное внимание на занятиях уделяем поведению в конфликтах.
|