Влияние эмоционально-психологической атмосферы на воспитательный процесс и закономерности личностноориентированного обучения (в дошкольном коллективе) |
Психология | |||
Автор: Керефова Светлана Хасановна | |||
08.07.2024 17:40 | |||
Влияние эмоционально-психологической атмосферы на воспитательный процесс и закономерности личностноориентированного обучения (в дошкольном коллективе) Привычная нам схема воспитания детей, никогда не стоит на месте и, с течением времени, так или иначе видоизменяется, под стать современному обществу. Очевидно, что основная цель, подобного воспитания — это не просто обучение, а целенаправленное развитие из ребёнка — яркой личности, успешно адаптированной под нынешние реалии и впечатляющей окружающих её людей, своими самыми выдающимися чертами характера и качествами натуры. Таковы тенденции, динамично-развивающегося общества, в котором мы живём прямо сейчас. Это общество, создаёт нового человека — независимого, прагматичного и уверенного в себе, свободного от каких-либо устоявшихся шаблонов и предубеждений. Такой подход, к воспитанию называется личностно-ориентированным и является крайне популярным феноменом в наше время. Однако, он вовсе не подразумевает собой прямое программирование личности, а является, лишь способом создания нужных для этого условий. То есть, делает условиями такими, чтобы необходимые черты и характеристики сами проявлялись у субъекта образовательного процесса, по мере обучения. Поэтому, сам собой напрашивается вывод о том, что личностно-ориентированный подход в воспитании может быть крайне эффективен, однако требует тщательного изучения эмоционально-психологической атмосферы в окружении ребёнка.
В раннем возрасте, крайне значимым фактором развития человека, является благоприятное эмоциональное состояние. В первую очередь, зависит оно от умения педагога — создать необходимую положительную атмосферу, в которой ребёнок будет чувствовать себя безопасно и непринуждённо. В целом, можно отметить, что в коллективе, где воспитатель уделял внимание взаимоотношениям между детьми, царит дружелюбная обстановка, а сами дети куда более весёлые и гораздо реже создают конфликтные ситуации, совместно решая любые встреченные проблемы. Хорошая атмосфера в группе влияет на состояние ребёнка, на протяжении целого дня, положительно сказывается на его отношении к сверстникам и взрослым, а также, от неё напрямую зависит эффективность обучения и толерантность к возможным изменениям в будущей жизни. Для непосредственного влияния на атмосферу воспитатель может использовать такую вещь, как речевые настройки. Речевые настройки — это особые слова, придающие речи большую эмоциональную вовлеченность, укрепляющие доверие, улучшающие взаимопонимание, формируя своего рода ментальную связь между педагогом и ребёнком, что позволяет ему чувствовать себя безопасно и не быть отстранённым в отличной от дома среде. Примеры, речевых настроек: - Доброе утро, ребята! Я рада видеть ваши улыбки и энергию сегодня. Давайте проведем этот день вместе, играя, учась и поддерживая друг друга. - Здравствуйте, дорогие друзья! Погода за окном может быть хмурой, но в нашей группе столько яркости и счастья. Пусть сегодняшний день будет полон открытий и радости! - Ребята, я так рада снова видеть вас! Сегодня мы отправимся в увлекательное приключение, где каждый из вас сможет проявить свои таланты. Готовы отправиться в путь? Видя подобное отношение на живом примере, дети проникаются взрослым, начиная формирование к нему доверительных отношений, видя в нём друга — способного помочь им в любой ситуации и готового ответить на возникший вопрос. Главное принять ребёнка со всеми его возможными недостатками, не пытаясь как-то принизить на фоне остальных, возводя на первый план именно его плюсы, позволяя ему ощущать себя важным и незаменимым в коллективе. Существует ряд советов-рекомендаций, которые могут повлиять на отношение к вам детей: - Необходимо обращаться к каждому ребёнку по имени, однако важно понимать, что ему нравится, когда вы это делаете, в ином случае, будет желательно подобрать к нему, определённый подход, например использовать уменьшительно-ласкательные в обращении - Опираться на помощь детей, в какой-то совместной групповой деятельности, но обязательно в добровольном порядке, не прибегая к возможным угрозам или манипуляциям. Важно заинтересовать ребёнка, а не зародить в нём ненависть к труду. Для таких случаев, всегда можно обратить трудовой процесс в игру, тем самым вызывая интерес даже у самых нелюдимых деток. - Не забывать хвалить ребёнка за его хорошие поступки и отчитывать за проступки, но ни в ком случае не прибегая к агрессии, иначе вы рискуете навсегда потерять его доверие, закрепив за собой образ тирана. - Избегать навязывания каких-то строгих правил и создания различных запретов, которые могут как-то ограничить ребёнка в его решениях, ведь это может отразиться на его активности и сильно ударить по самооценке. - Привлекать к образовательному процессу родителей, ведь в случае чего можно воспользоваться их советом и провести с ребёнком индивидуальную работу, чтобы наладить с ним отношения. В конце концов никто не знает детей лучше, чем их родители, только лишь сами дети, а по началу, они ни всегда будут готовы вам довериться. - Равномерно уделять внимание каждому в группе, не оставляя кого-то в стороне из-за его особенностей или возможных недостатков. Важно понимать, что не существует плохих детей — есть только дети, у которых возникли какието проблемы, с которыми они не способны справиться в одиночку, в силу своего возраста. В лице ребёнка вы должны выглядеть как близкий человек, с доброй улыбкой на лице, всегда позитивно-настроенный и располагающий к себе, почти как родитель. Всё это и создаст ту самую благоприятную атмосферу в группе, если будет использоваться по отношению к каждому её участнику. Дети должны ощущать тепло, и чувствовать взаимопонимание, тогда всех их страхи и волнения сами собой развеются. Личностно-ориентированное воспитание существует чтобы позволить человеку выстроить собственную личность, определить позицию и сформировать независимую систему ценностей. Подобный метод воспитания ребёнка, позволит ему обрести самостоятельность, способствует эффективному развитию навыков и умений, что делает его крайне успешным инструментом в образовании. Литература:
|