«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» |
Психология | |||
Автор: Васюкова Анастасия Александровна | |||
28.03.2024 14:30 | |||
«Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми дошкольного возраста» Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективная психологическая методика, которая представляет собой набор карт с изображением людей, природы, событий, образов, объединённых одной темой или идеей автора. Каждый рисунок на карте – это ассоциация или метафора мыслей, чувств, воспоминаний или переживаний человека. При этом проекция является основой – это эффекта. Главным законом в работе с МАК является то, что сама карта ничего не обозначает, на ней находится то, что видит человек, который её выбрал. При этом чувства и мысли, которые возникают у одного человека при взгляде на карту, могут кардинально отличаться от впечатлений другого. При работе с картами с детьми есть определённые правила, которых необходимо придерживаться, а именно:
Хотелось бы обозначить преимущества, которые перед нами открываются если мы будем использовать с вами МАК в работе с детьми: карты воспринимаются ребёнком как игра, это снимает напряжение и тревожность, также они облегчают установление контакта между ребёнком и психологом, как правило, дети с увлечением включается в рассматривание карт, использование карт даёт нам дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что мы сможем в дальнейшем использовать для своей работы. С помощью карт можно развивать эмоциональный интеллект, творческое начало, познавательные процессы, что даёт возможность использования их в коррекционно-развивающей работе.
В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать следующие колоды МАК:
Основныминаправлениями работы с детьми с использованием МАК это: диагностика, развитие когнитивных процессов, развитие эмоциональной сферы и коррекция детско-родительских отношений в консультирование. Я приведу примеры упражнений с использованием МАК. Первое упражнение называется «Когда я это чувствую?» (психолог раскладывает карты из колоды «Монстрики чувств на столе в закрытую). Вы видите, перед собой карты из колоды «Монстрики чувств». Они представлены в закрытом виде. Ваша задача в закрытую выбрать любую из этих карт (участники выбираю карту). Отлично. Теперь давайте перевернём наши карты и посмотрим, что за чувство там спряталось (участники по очереди называют чувства). Это упражнение можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста. В дополнение можно попросить детей озвучить, когда они испытывают это чувство (можно попробовать и это проговорить с участниками). Для этого упражнения можно использовать любые колоды, где есть чувства и эмоции. Следующее упражнение называется «Составляем сказку». Для этого понадобятся любые сюжетные колоды, например колода «Домик № 6». В чём оно заключается. Раскладываем перед детьми карты в закрытую. Затем предлагаем детям поочереди брать по одной карте и начинать составлять сказку с опорой на картинки. Психолог открывает любую карту и начинает рассказ, затем карту открывает другой участник и на основе изображения на своей картинке придумает продолжение истории и так пока все участники не примут участие. Вот такая история у нас с вами получилась. Следующее упражнениене только коррекционное, но и диагностическое. Его цель: отреагирование актуального эмоционального состояние и диагностика эмоционального мира ребёнка. Называется это упражнение «Сказочный герой». Для него нам понадобятся карты с изображением сказочных персонажей и любая колода МАК с изображением эмоций и чувств. Перед детьми лежат карточки с изображением сказочных персонажей, психолог предлагает вам выбрать сказочного героя, которым хотел бы быть ребенок. А теперь расскажи, какой по характеру ваш герой (участники высказываются). Здесь можно добавить мяч, чтобы это было более динамично, и дети не скучали, пока кто-то говорит. Тогда право голоса будет у того, у кого в руках мяч. Когда характер персонажа описан детьми, то мы переходим к следующему этапу работы над упражнением. На этом этапе я предлагаю детям определить, какие чувства живут внутри их сказочного героя, что мы сейчас с вами и сделаем, выбрав эти чувства из колоды с чувствами и эмоциями (участники выполняют задание). Далее вы можете детям можно предложить подобрать цвета к этим чувствам и раскрасить человечка, используя эти цвета. Можно арт-терапию не применять к этому упражнению и ограничиться только работой с картами. Таким образом, метафорические карты- это уникальный инструмент в работе педагога-психолога, имеющий широкий спектр возможностей. Список использованной литературы:
|