САМООЦЕНКА У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ |
Психология | |||
Автор: Сагитова Регина Маратовна | |||
21.12.2023 05:22 | |||
САМООЦЕНКА У МЛАДШИХ И СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ Сагитова Р.М Воспитатель МАДОУ д/с № 12 г. Стерлитамак, РФ Подростковый возраст – это самый тяжелый и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Но это самый важный период, ведь здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в этом возрасте сформируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Основные мотивационные линии этого возраста, связанные с активным желанием к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Основная черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, – это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л. С. Вы готский) [6, с.100]. В данном возрасте происходит переход от детства к взрослости, где переплетаются противоречивые тенденции социального развития.
Происходит не только физиологическое изменение организма, его рост и бурное развитие, но и наступает пора активного формирования социальной позиции, первоначальный поиск своего места в жизни. И процессы эти конечно же взаимосвязаны: обширное развертывание позиции ребенка по отношению к обществу выступает необходимым условием интенсификации его психического, в том числе и интеллектуального, развития, обеспечивая открытость, направленность на общество. Отсюда и двоякое значение этого периода для становления личности человека. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и массой положительных факторов: ребенок становиться самостоятельным, более многообразными и содержательными становятся все взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе, к другим людям и т. д. Главное, этот период отличается выходом ребенка на новую социальную позицию, в которой действительно формируется его осознанное отношение к себе как члену общества. В подростковом возрасте происходит ряд Психологических изменении, такие как: новые социальные потребности, отказ от увлечений и стремлений детства. То, что вчера было интересно, сегодня становится неинтересным. Потеряв прежние интересы, и не найдя новых, подросток на время лишается связи со средой, с людьми и может чувствовать себя брошенным. Переходный период нуждается в повышенной затрате ресурсов организма. сочетании со сменой интересов это может привести к понижению школьной успеваемости. Младшие подростки больше утомляться, но сами они её не чувствуют. Младшим подросткам по сравнению со старшими – типична эмоциональная неустойчивость, быстрые переходы настроения. Выступая как главный период становления личности, подростковый возраст представляет собой сложный процесс личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень возможностей подростка, условия и скорость его социального развития связаны с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, степенью овладения миром социальных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциацией. По мере взросления у подростка меняюется характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархии общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям[1, с.335]. Проблемами подросткового возраста занимались Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, В.С. Мухина, Л.С. Вы готский, Т.В. Драгунова, М. Кае, А. Фрейд. Подростковый возраст обрисовывается ими как переходный, сложный, трудный, критический и имеет важнейшее значение в становлении личности человека: расширяется объем деятельности, качественно меняется характер, закладываются основы сознательного поведения, формируются нравственные представления. Одним из важных моментов является то, что в подростковый период происходит выход человека на качественно новую социальную позицию, в которой формируется и активно развивается сознание и самосознание личности. Постепенно происходит отход от прямого копирования оценок взрослых, возрастает опора на внутренние критерии [7, с.14]. Поведение подростка начинает все больше регулироваться его самооценкой. Самооценка – это оценивание личностью своих возможностей, качеств и места среди людей. Она является осознанием собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды, проявлением самосознания индивидуума. Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития[4, с.31]. Зависимость характера и продуктивности всех форм внешней активности субъекта от его отношения к себе нашла неоднократное подтверждение в психологии. Поэтому отношение человека к самому себе является одним из фундаментальных свойств его личности. Актуальность проблемы самооценки в подростковом возрасте определяется потребностями целого ряда общественных институтов, непосредственно включенных в процесс формирования и воспитания членов общества. Семья, школа, общество с каждым годом предъявляют к подрастающему поколению все более высокие морально-этические, социально-политические, идеологические требования. Поэтому, в этот трудный для подростка период важна поддержка и понимание со стороны взрослых. Требуется перестраивать взаимоотношения с ним так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Взрослые в результате такого изучения могут вполне обоснованно и правильно понять, в каком русле нужно вести воспитательную работу по дальнейшему формированию личности каждого школьника, какие стороны и черты личности школьника надо укреплять, развивать, формировать. Главнейшая задача педагога – направить подростка в нужное русло, на познание других людей, на общественно-полезную деятельность, на саморазвитие и самовоспитание. Важно помнить: несмотря на то, что подростки часто скрывают свои истинные чувства за маской самоуверенности, они очень ранимы. Не давайте подростку обмануть вас своей правотой: в этом возрасте он нуждается в вашей поддержке и одобрении. Именно ваша похвала поможет ему вернуть уверенность в своих силах. [2, с.32]. Литература
|