«Использование эко-арт-терапии и экотерапии в работе с педагогами в целях профилактики эмоционального выгорания». |
Психология | |||
Автор: Печерская Ольга Владимировна | |||
20.12.2023 12:07 | |||
«Использование эко-арт-терапии и экотерапии в работе с педагогами в целях профилактики эмоционального выгорания». Педагог-психолог ВКК МБДОУ г. Иркутска детского сада № 178 Печерская Ольга Владимировна Актуальность: «Бабочка в саду на крыше универмага Такишимаи». Старый садовник поливает траву на крыше, направляя струи воды назад и вперед. Бабочка дрожит от удовольствия под капельками воды, у нее блестящие чёрные крылья со вставками бирюзовых парусов. Подобно цикадам, зовущим всю ночь в этом городе, где улицы вымощены ровно, закрывая руины последней Великой Войны. Но и здесь возможны сюрпризы. Как она попала сюда? Восторженный ребенок хочет знать. Бабочка? Садовник? Или я? Джеймс Ленфести На сегодняшний день экологическое воспитание выступает в качестве одного из приоритетных направлений развития системы образования ирешаетдве задачи:
В нашем детском саду функционирует муниципальная методическая площадка (ММП) «Экологизациявоспитательно-образовательного процесса через инновационные формы работы с детьми и родителями». Эффективность данной работы, как и любой работы в триаде «педагог-родитель-ребёнок» определяется в том числе и психологической компетентностью педагогов. Так, мы считаем, что воспитанием, образованием и развитием психологически здорового ребёнка может заниматься только психологически здоровый педагог, поэтому в рамках деятельности методической площадки с целью профилактики эмоционального выгорания воспитателей и узких специалистовпедагог-психолог организует и реализует такую модель психолого-педагогического сопровождения педагогов как психологическая гостиная «Зелёная студия» или «Экология души». Встречи в гостиной проходят ежемесячно. Раскрытие потенциала эко-арт-терапии и экотерапии в решении задач гармонизации нарушений отношений личности с собой, с природой, другими людьми, социальными институтами. Несмотря на то, что разработка теории и методологии эко-арт-терапии, так же, как и теории и методологии экотерапии в целом, находится на начальном этапе, уже имеются эко-арт-терапевтические практики, позволяющие педагогу-психологу образовательного учреждения успешно внедрять их в свою деятельность. В своей работе мы опираемся на труды:
Экотерапия – это взаимоотношения человека с природой, направленные на профилактику и восстановление здоровья, а также один из способов психологической поддержки, поскольку связь с природой влияет на психоэмоциональное состояние человека. Эко-арт-терапия – молодое и активно развивающееся направление психотерапии, использующее творчество и исцеляющий потенциал природы как один из важнейших факторов психического и физического благополучия и качества жизни. По сути это симбиоз арт-терапии и экотерапии, которое значительно глубже и шире трактует многие базовые понятия и концепции: человеческого здоровья, болезни, сознания, культуры, творчества и роли природы в жизни человека. Презентация работы психологической гостиной «Зелёная студия» или «Экология души». Занятия в гостиной имеют четырёхчастную структуру:
Природные материалы, используемые в работе:
Примеры техник:
По завершении работы гостиной организуется итоговая выставка и презентация всех работ. Примеры планов-конспектов психологической гостиной «Зелёная студия» или «Экология души». Встреча первая: «Мой автопортрет». Цель: развитие самопознания, тренировка способности педагогического коллектива к самораскрытию. Оборудование:
Участники: педагогические работники ДОУ. Время: 45-60 минут. Четырёхчастная структура встречи:
Содержание: 1. Работа с метафорическими ассоциативными картами «Осознанные сновидения» (5 минут). Цель: оценка актуального состояния участников. Ход работы: педагог-психолог приветствует участников, знакомит с целями и задачами работы в психологической гостиной, и предлагает им оценить им оценить своё актуальное эмоциональное и функциональное состояние, а затем выбрать из колоды одну или две карты, которые могут охарактеризовать его. 2. Разминка «Шеренга» (5 минут). Цель: управление групповой динамикой, включение группы в процесс работы. Ход работы: педагог-психолог предлагает группе построиться по восходящей в зависимости от заданной характеристики: по росту; цвету волос (от светлых к темным), высоте каблуков, числу дня рождения, продолжительности работы в организации (от «новичка» до «старожила»). 3. Создание автопортрета черезпейзаж с использованием природных материалов (30-40 минут). Цель: фокусировка, абстрагирование от проблем, минимизация переживаний, успокоение, нормализация работы нервной системы. Ход работы: педагог-психолог сообщает участникам, что историк финского искусства, писатель Туула Карьялайнен говорила: «Я полагаю, что каждое полотно, натюрморт, ландшафт, всё что угодно — в самой глубине души, — автопортрет», и рекомендует создать автопортрет через такой жанр изобразительного искусства как пейзаж. В пейзажах художники изображают природу: леса, реки и моря, городские и сельские виды. Живописцы передают состояние воздуха и света в разное время дня и ночи. Иногда в пейзажи включают фигуры людей или животных. Участники могут использовать любые художественные и природные материалы. Педагог-психолог: «Стоит просто взять карандаши, кисти, краски, и, попытавшись представить свой собственный образ, будто бы со стороны, смело переносить на бумагу. В какой-то мере автопортрет — это исповедь. Очень важно не упускать из виду мельчайших деталей, не забывать о подробностях, и быть максимально честным с собой. В создании автопортрета можно использовать любые природные материалы». Далее проводится обсуждение по кругу (необходимо ответить на ряд вопросов): «Почему вы выбрали эти материалы?» «Какие самые выразительные детали на рисунке?» «Почему они изображены именно так?» «Что обозначает каждый компонент рисунка?» «Каким его можно назвать, как охарактеризовать?» «Нравится мне или нет этот рисунок? Что в нём следовало бы исправить?» Затем по желанию в готовый рисунок вносятся изменения. Внимательно рассмотрев автопортрет ещё раз, участники гостиной могут понять многое о своих скрытых потребностях, нереализованных желаниях, примириться с собой и определить свои лучшие качества. Если же получившийся образ не устраивает кого-либо из участников полностью, и потенциальных изменений так много, что легче нарисовать новый рисунок, так можно сделать это дома. Педагог-психолог: «Не стесняйтесь разорвать и смять автопортрет, если после анализа он вызывает у вас раздражение и печаль. Возьмите чистый лист и нарисуйте свою мечту. Пусть новый рисунок символизирует ваши стремления и цели в жизни». 4. Рефлексия «Мини-сочинение» (5-10 минут). Цель: формирование способности и потребности в анализе собственных поступков, образов собственного «Я», апробирование и переосмысление личностных стереотипов (шаблонов действия), командообразование. Ход работы: педагог-психолог предлагает участникам гостиной написать на отдельных листках бумаги небольшие по объему тексты на темы: «Мои мысли о своем участии в гостиной», «Как я оцениваю результаты дела?» «Что мне дало это мероприятие?» Познакомившись с сочинениями, педагог-психолог совместно с участниками проводит их анализ: психолог вслух зачитывает сочинения, группа пытается угадать, чье оно. Встреча вторая: «Кукла из природных материалов». Цель: развитие самопознания, тренировка способности педагогического коллектива к самораскрытию. Оборудование:
Участники: педагогические работники ДОУ. Время: 45-60 минут. Четырёхчастная структура встречи:
Содержание: 1. Приветствие «Что нового» (5 минут). Цель: оценка актуального состояния участников, включение в процесс работы. Ход работы: педагог-психолог приветствует участников гостиной, затем предлагает им присмотреться к друг другу: что изменилось в облике товарища в сравнении со вчерашним днем, в каком он расположении духа, как проявляет себя. После пары минут сравнений первый участник бросает мяч одному из партнеров и озвучивает, что нового он в нем увидел. Мяч должен побывать у всех участников. 2. Разминка «Возьми салфеток» (5 минут). Цель: управление групповой динамикой, включение группы в процесс работы, создание позитивной атмосферы, прояснение некоторых личных моментов. Ход работы: педагог-психолог подходит к участникам гостиной и со словами: «На случай, если потребуется, возьмите сколько желаете», передает упаковку салфеток по кругу. Когда все участники разберут салфетки, обращается к группе: «Представьтесь, пожалуйста, и расскажите столько фактов о себе, сколько салфеток вы взяли». 3. Создание кукол из природных материалов (30 минут). Цель: изучение участниками своих индивидуальных особенностей, развитие образного мышления, установление взаимоотношений со средой посредством природориентированной творческой активности. Ход работы: педагог-психолог предлагает участникам создать куклу, которая будет символизировать либо желаемый, либо реальный «Образ Я», используя любые природные материалы. По окончании работы проводится обсуждение: - Что символизирует Ваша кукла? - Какие материалы вы использовали при создании куклы? Почему выбрали именно их, что они для вас значат? - Нравится ли вам ваша кукла? Хотелось бы что-то изменить? - Какое имя вы ей дадите? - Если бы ваша кукла могла говорить, что она сказала бы вам? Дз: создать фотографический портрет куклы, используя выразительные и экспрессивные средства фотографии и возможность подобрать среду и фон, чтобы наиболее полно выразить индивидуальность персонажа. 4. Рефлексия (5-7 минут). Цель: формирование способности и потребности в анализе собственных поступков, образов собственного «Я». Ход работы: участникам предлагается завершить фразу «Сегодня я…, сегодня мне…». Встреча третья: «Трёхмерный объект, ассоциирующийся с безопасностью и защищённостью». Цель: актуализация, исследование образасвоего ресурсного состояния. Оборудование:
Участники: педагогические работники ДОУ. Время: 45-60 минут. Четырёх частная структура встречи:
Содержание: 1. Приветствие «Здравствуй, ты представляешь…» (5 минут). Цель: оценка актуального состояния участников, включение в процесс работы, снижение уровня сопротивления. Ход работы: педагог-психолог приветствует участников гостиной, и предлагает каждому по очереди обратиться к своему соседу с фразой «Здравствуй, ты представляешь…», описывая какой-нибудь связанный с работой занимательный или забавный эпизод. 2. Разминка «Мисс Мабл» (5 минут). Цель: управление групповой динамикой, снятие напряжения, создание позитивного фона для дальнейшей работы. Ход работы: педагог-психолог даёт участникам гостиной следующую инструкцию: «Сейчас первый из вас, на кого я укажу, строгим голосом и с максимально серьезным выражением лица, обратится к соседу справа: «Простите, вы не видели миссис Мамбл?». Сосед должен ответить фразой: «Нет, я не она, и я её не видел. Но могу спросить у соседа», и также серьезно задает первый вопрос своему товарищу с правой стороны, и так по кругу. Важное условие – вы должны задавать и отвечать на вопросы, глядя в глаза собеседника, и не обнажать зубы, то есть не улыбаться. Упражнение засчитывается как выполненное тогда, когда диалог передан по цепочке без смеха и ошибок». 3. Обсуждение дз (6-8 минут). Цель: углубление и усиление действия психологической работы. Ход работы: педагоги по просьбе психолога демонстрируют фотографические портреты кукол, рассказывают, как подбирали фон, чтобы наиболее полно выразить индивидуальность их персонажей, делятся впечатлениями от полученного опыта. 4. Создание трёхмерного объекта, ассоциирующегося с безопасностью и защищённостью (30 минут): Цель: насыщение ресурсом, проработка ощущения безопасности, снятие тревоги и стресса, установление взаимоотношений со средой посредством природориентированной творческой активности. Ход работы: педагог-психолог предлагает участникам гостиной на время закрыть и глаза и произносит следующий текст: «Расслабьтесь на минуту, вспомните, актуализируйте в памяти место или ситуацию, людей или чувства и мысли, которые ассоциируются у вас с безопасностью. Сейчас перед вашим внутренним взором могут воссоздаться целые картины, а могут появиться лишь цветные линии и пятна. В любом случае у каждого из нас есть место, куда хочется возвращаться снова и снова. Там нам хорошо, тепло, уютно и спокойно. Рассмотрите это место или ситуацию. Побудьте немного с ней и медленно откройте глаза». Далее психолог сообщает участникам, что им необходимо с помощью природных и других материалов создать трёхмерный объект (объект, имеющий три измерения: длину, ширину и высоту), который ассоциируется у них с чувством безопасности и защищённости. По окончании работы проводится обсуждение: участники гостиной рассказывают о созданных ими объектах, педагог-психолог задаёт уточняющие вопросы, подводит к пониманию того, что даже в самых сложных жизненных ситуациях у человека есть ресурс – воображаемое или реальное место, где он может чувствовать себя в безопасности. 5. Рефлексия «Термометр комфорта (5-7 минут): Цель: формирование способности и потребности в анализе собственных поступков, подведение итогов работы. Ход работы: психолог предлагает педагогам рассказать о мыслях и чувствах, которые возникали у них в ходе проведения гостиной. Затем раздаёт бланки «Термометр комфорта» с тремя шкалами: «не комфортно», «средний уровень комфорта», «комфортно», педагоги должны отметить подходящую им шкалу и объяснить свой выбор.
|