Семинар для педагогов ДОУ «Сенситивные периоды развития детей дошкольного возраста» |
Психология | |||
Автор: Копылова Екатерина Сергеевна | |||
15.12.2023 06:49 | |||
Семинар для педагогов ДОУ «Сенситивные периоды развития детей дошкольного возраста» Человек овладевает и родной речью, и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии – только в годы детства. То, что упущено в детстве, трудно, почти невозможно наверстать в зрелые годы. В.А. Сухомлинский Автор книги «После трех уже поздно» Масару Ибука утверждает, что «ключ к развитию умственных способностей ребенка – это личный способ познания в первые три года жизни, т.е. в период активного развития мозговых клеток… Если в первые шесть месяцев жизни мозг достигает 50% своего взрослого потенциала, то к трем годам – 80%». В жизни ребенка сензитивные периоды длятся определённое время, проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития.
Взрослый извне не может повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов. Но любой взрослый может, а точнее обязан:
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребенка. СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ МАКСИМАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА: ОТ 0 ДО 3 ЛЕТ Ребёнку необходим порядок во всём: в поведении взрослых, в обстановке, во времени. У ребенка свой стульчик, своя кроватка, свое место для игрушек. Он знает, что одежда лежит в шкафу, а посуда — на кухне. После установления режима дня (до 1г.), ребёнок уже знает, когда он завтракает, гуляет, купается и слушает сказку. Вы можете замечать, как малыш выбирает одну и ту же сказку, кладёт на место свои игрушки или переставляет вазу на своё прежнее место. В этот период уже важно выдвигать одни и те же требования. Они должны быть одинаковыми у всех взрослых кто входит в круг воспитания ребенка, постоянными и конкретными. Важно знать!
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ: ОТ 0 ДО 5,5 ЛЕТ В этот период необходимо создавать условия, провоцировать ребёнка на познание мира через различный чувственный опыт. Позволять ребёнку двигаться, играть двумя руками, нюхать, пробовать еду, продукты на вкус во время совместного приготовления пищи, слушать, рассматривать и много играть с природными, бытовыми предметами, а не только с игрушками. Я бы сказала, нужно позволять познавать мир вокруг таким, какой он есть: топать по лужам, пускать кораблики по ручейкам, пачкаться в огороде, месить грязь руками на улице, лазать по деревьям, бегать под дождиком босиком и многое другое. Важно знать!
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ: ОТ 1,5 ДО 5,5 ЛЕТ В этот период ребёнок в восторге от мелких предметов, он в буквальном смысле заворожен крошками, пуговицами, горошинками и другими сыпучими веществами. Дети предпочитают нанизывать бусины, собирать лего, они становятся коллекционерами киндер-игрушек: расставляют их, перебирают, играют с ними. Очень полезно поддерживать и предоставлять возможность ребёнку в таких занятиях. Важно знать!
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ: ОТ 1 ДО 4 ЛЕТ Движение – это жизнь! Именно движения передают всевозможные сигналы в головной мозг и влияют на создание и созревание нейронной сети. Создавайте условия для активных игр и движений ребёнка. Поддерживайте малыша и помогайте ему осваивать спортивное игровое пространство на уличных площадках, учите кататься на велосипеде, ходить по брускам, «ходить» на руках. Играйте в подвижные игры каждый день! Важно знать!
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ 0 ДО 5ЛЕТ Ребёнок растёт и активно проявляет инициативу быть самостоятельным, делать самому, как взрослые. В 1 год ребёнок может сам пить и держать чашку без помощи взрослого, в 1,5-2 года может научиться есть без помощи, к трем годам самостоятельно одеваться. Взрослым очень важно создавать условия и позволять ребёнку учиться это делать самому. Важно знать!
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ: ОТ 2,5 ДО 6 ЛЕТ Взрослые своим примером учат детей благодарить, спрашивать, сотрудничать, приобщают к культуре, посещают с ним цирки, детские мероприятия, спектакли. Помогают усваивать ребёнку основные формы общения. Важно знать!
Я подведу итог исследователей детского развития. Вспомним сказку Р. Киплинга «Книга джунглей» и ее героя — Маугли, воспитанного в звериной стае. Замысел этой книги у автора возник не на пустом месте. В настоящее время существует около 4 тыс. официальных свидетельств подобных случаев. «Дети джунглей» оказались с самого раннего возраста в стае зверей (чаще волков) и не имели ни речевого, ни социального опыта в поведении и общении. Дети, находившиеся в среде животных первые 6 лет жизни, практически уже не смогут освоить человеческую речь, осмысленно общаться с другими людьми, ходить прямо и пр. Реабилитация ни в одном случае не была полноценной. Навыки животных (хождение на четвереньках, сыроедение, звериные звуки и привычки), приобретенные в раннем возрасте, сыграли для этих детей решающую роль. Именно в первые с 6 мес. до 7 лет жизни ребенок получает 70% всей жизненной информации. И если в этот период он оказывается в волчьей стае, то и вырастет волком. Звериные навыки, обретенные детьми, которые оказались с младенчества среди зверей, впечатываются в психику и физиологию, а человеческие навыки привить уже фактически невозможно, т.е. полноценными людьми такие дети уже никогда не будут. Приведенные примеры как нельзя лучше доказывают правомерность существования сенситивных периодов в жизни каждого ребенка. Пропущенные по разным причинам, они будут невосполнимым пробелом на протяжении всей жизни человека. Нужно не ускорять, а обогащать психическое развитие, расширять возможности ребенка в свойственных его возрасту видах деятельности. Важно создавать необходимые условия, при которых дети смогут проявить способности. Не следует ограничивать деятельность малыша, нужно предоставлять ему возможность свободного творческого проявления.
|