Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

Психодрамма Л. Морено в работе с детьми с отклонениями в развитии
Психология
Автор: Кириллова Наталья Сергеевна   
12.12.2023 07:11

Психодрамма Л. Морено в работе с детьми с отклонениями в развитииПсиходрамма Л. Морено в работе с детьми с отклонениями в развитии

Отклонения в развитии детей связаны, как правило, с сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями центральной нервной системы (умственная отсталость, задержками психического развития, двигательными нарушениями, нарушениями речи) либо их сочетанием.

Важным элементом в программе адаптации детей с отклонением в развитии является психодрамма Л. Морено.

Рассмотрим влияние ролевых игр на развитие детей с отклонением в развитии.

 

Психологически для ролевой игры ребенок созревает примерно к 3 годам, но элементы психодрамы в поведении ребенка могут быть замечены гораздо раньше. «Формируется же психодрама в детском возрасте первоначально как механизм изживания страхов. Первые ее проявления относятся к тому моменту, когда ребенок научился ползать или ходить и, т.о., приобрел относительную самостоятельность, независимо от матери в освоении окружающего пространства. Малыш, осваивая данный эффективный механизм, может нарочно убежать или уползти от мамы, чтобы затем вернуться и с радостью обнаружить, что она здесь, никуда не исчезла..»

Однако, более полно овладение психодрамой происходит в контактах со сверстниками, в совместных играх. Практически все групповые детские игры построены на психодраме (прятки, салочки, казаки-разбойники и т.д.). Актуальность вопроса о психодраме и ролевой игре как виде помощи детям объясняется тем, что для ребенка дошкольного возраста основным и важнейшим видом деятельности является игра, сохраняет свою актуальность ролевая игра и у старших детей. Любой наблюдательный взрослый может заметить элементы психодраматизации в детской жизни. Так, после посещения стоматологического кабинета, натерпевшаяся страха девочка может затеять игру в зубного врача, где выступит скорее всего в роли врача и будет уговаривать своих пациентов не бояться и потерпеть (тем самым уговаривая саму себя).

Чтобы открыто фантазировать в играх, детям с отклонениями в развитии нужно особое разрешение, получение того права, которое они не смогли отстоять когда-то в борьбе за свою независимость, за своё «Я», за свой право полноценно общаться со «здоровыми» ровестниками. Для них приходится специально организовывать терапевтическую среду и использовать приемы детской психодрамы

Классический вариант. Это введение в игру пугающего объекта или субъекта. Для больного ребенка это может быть врач, медсестра, шприц с иголкой, здание больницы, машина "Скорой помощи" и т.д. Ребенку дается возможность самостоятельно расправиться с пугающим его объектом, а затем в процессе дальнейших разыгрываний попытаться смягчить процесс отреагирования, направляя в социально более приемлемое русло. Но классическая психодрама не является самым эффективным способом коррекции эмоциональных отклонений у детей, т.к. иногда появляется опасность превращения ее в аффективный стереотип, способ аффективной аутостимуляции. У некоторых детей с явлениями аутизма влечение к опасности и преодолению ее обеспечивает необходимый уровень энергетики.

Отвлекающая психодрама. Этот вариант позволяет лучшим образом использовать влечение в качестве энергетического источника. Принцип построения психодрамы в этом случае таков: специалистт соглашается с присутствием в игре устрашающих ребенка элементов. Но затем разворачивается игровой сюжет, максимально отвлеченный от темы страха, происходит изменение содержания объекта страха. При этом можно: а) Задействовать в игру пугающий объект и, не давая ребенку перейти к агрессивным действиям, затеять с ним действия, придавая им максимально положительный характер. Затем в ходе игры можно все же дать ребенку возможность выхода агрессии по отношению к своему негативному объекту, а затем последнего можно пожалеть и даже помочь ему в чем-то (вылечить, накормить, обогреть и т.д.). б) В другом случае можно согласиться с присутствием страшного объекта, но как бы его не замечать, т.к. "у нас есть более важное дело". Разворачивается увлекательный игровой сюжет, ребенок совершает ряд хороших и добрых дел и, когда он, наконец, встречает объект своего страха, то, будучи исполненный сознания собственной значимости и силы, может даже проявить снисходительность и великодушие. Не нужно только форсировать этот процесс, а то он может сыграть с вами в поддавки, имитируя лояльность по отношению ко взрослому человеку, а очищения его психики и освобождения от тягостных переживаний так и не произойдет. Присутствие в психодраме пугающего объекта или ситуации запускает влечение, создает аффективное напряжение. Осторожно обходя пугающий объект, мы даем возможность ребенку расходовать свое аффективное напряжение позитивно, созидательно — уменьшая разрушительный потенциал ребенка.

Таким образом, психодрама — это метод, идущий от актуальных возможностей самого ребенка.

Так же важно отметить методику проведения ролевых игр с детьми с отклонениями в развитии, а именно:

  1. Ребенок-зритель является не вполне активным участником действа, происходящего на сцене, т.е. выключен компонент непосредственного физического участия, но его психическое и духовное соучастие несомненно, поэтому резонанс с его собственными чувствами и мыслями может быть самым высоким. если тема актуальна. Сидя в зрительном зале, он естественным образом выбирает себе самого подходящего для идентификации героя, причем, переживает его бытие так, как чувствует это сам, пользуясь личными «очками».
  2. Спектакль, играет роль не только непосредственную, сиюминутную, но и отсроченную, пробуждая в ребенке потребность самостоятельного творчества. Специалисты неоднократно наблюдали этот эффект, когда дети после спектакля увлеченно рисовали на темы, которые пробуждали в них впечатления от увиденного. Это были не обязательно зарисовки, связанные непосредственно со спектаклем. Иногда это были не совсем понятные вначале проекции внутреннего мира ребенка, внешне не напоминающие увиденное. В некоторых случаях дети начинали изготавливать кукол сами и воспроизводить театральное действо по памяти и в своих вариантах. В любом случае их внутренний мир становился несравненно более доступным наблюдателю, и ребенок становился творцом собственной психодрамы, в которой был уже активен оптимально для себя.

Важно отметить, если в ролевых играх с ребёнком участвуют его близкие родные (мама, папа и бабушка, братья-сестры), то этот член семьи входит в поле сопереживания ребенка невольно и совершенно естественно. Ребенок уже не одинок в своем путешествии, причем, он с теми, в ком нуждается больше всего на свете. Мать исцеляется рядом с ним и имеет шанс лучшим образом почувствовать происходящее с ребенком.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год