Особенности формирования личности ребенка |
Психология | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Мезенцева Татьяна Юрьевна Дворядкина Наталья Александровна Григорьева Юлия Викторовна Бакаева Любовь Владимировна | |||
15.08.2023 20:59 | |||
Особенности формирования личности ребенка Личность как ценность находится в центе культуры, обеспечивая общее духовное начало культуры. Так как культура является продуктом личности, то культура гармонизирует социальную жизнь, сглаживает животные инстинкты людей. Благодаря культуре человек становится духовной, интеллектуально – развитой, креативной личностью. В процессе социализации, в определенных условиях, ребенок избирательно принимает и вводит в свою систему те нормы и правила поведения, которые транслируются в данном обществе. У ребенка в процессе социализации формируются значимые человеческие качества: сознание, речь; социальные роли, формы общения, взаимодействия, усваивает социальный быт и общественный опыт. Дети, которые были лишены с ранних лет общения с людьми никогда не смогут социализироваться и стать людьми (Амала, Камала, Маугли). Психика и интеллект ребенка, их развитие связаны непосредственно с его социализацией. На человека огромное влияние оказывают такие социальные составляющие, как семья, близкое окружение, государственный институт, СМИ и т.д. Между социализацией и воспитанием нет знака равенства, они неравноправны. Воспитание является процессом психолого-педагогического воздействия на ребенка осуществляется прежде всего родителями и педагогами. Ребенок при этом в основном может быть достаточно пассивен. Процесс социализации – процесс самоопределения. Здесь ребенок играет активную роль – что – то принимает, что – то не принимает.
Каждый нормальный ребенок рождается с определенными задатками, которые определяют лишь известные органические предпосылки для его психического развития; ребенок обладает огромным потенциалом, требующим оптимальных условий для их реализации и выявления. Существуют биологические и социальные факторы развития. Эти факторы в достаточной мере влияют на развитие человека, становление детской личности. Очень важно в дошкольном возрасте выявить особенности ребенка, так как на каждой возрастной ступени складывается определенный психофизиологический уровень, от которого во многом зависит жизнедеятельность личности в будущем. Необходимо грамотно подойти к воспитательскому процессу, который должен насыщать и обогащать в развитие детей, теми психолого-педагогическими качествами, которыми являются наиболее значимыми и ценными при формировании личности. Человек развивается под влиянием трех факторов – наследственности, среды и воспитания. Это две большие группы — биологические и социальные факторы развития. Наследственность закладывают в детях родители, то что передается генами. Наследственность имеет постоянную и переменную части. Постоянная часть обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть — это то, что роднит человека с родителями. Это могут быть внешние признаки и предрасположенность к определенным заболеваниям, особенность нервной системы. Многие зарубежные ученые уверены, что не только интеллектуальные, но и моральные качества передаются по наследству. Долгое время отечественные ученые считали, что только биологическое наследие имеет значение. А такие категории, как интеллект, мораль – считали продуктом социализации. Однако академики Н.М. Амоносов, П.К. Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств — предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. Эта серьёзная проблема пока не имеет однозначного ответа. На протяжении жизни человека влияние среды на формирование личности постоянно. Может меняться степень восприятия этого влияния. С возрастом человек может разграничивать его, интуитивно открываться одним воздействиям и закрываться от других влияний. Для ребенка таким фильтром до определенного возраста является взрослый. Среда может тормозить развитие, а может способствовать его активности, но быть безучастной и пассивной к развитию не может. Воспитание – это значимый фактор, влияющий на становление личности. Воспитание всегда носит двусторонний и целенаправленный характер. Важной особенностью воспитания, как фактора развития личности является то, что оно всегда отождествляется с культурными, социальными ценностями общества, в котором происходит развитие. Здесь всегда имеется в виду положительные воздействия. Воспитание предполагает систему влияний на личность. Воспитательный процесс продолжается на протяжении всей жизни человека. И длительность воспитания в основном обусловлена постоянным изменением факторов влияния на личность.
|