Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ: цели, задачи, содержание деятельности»
Психология
Автор: Филимонова Ольга Николаевна Логинова Оксана Алексеевна Кокорева Светлана Владимировна Агафонова Ирина Александровна Носова Анна Александровна   
01.07.2023 22:14

«Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ: цели, задачи, содержание деятельности»«Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ: цели, задачи, содержание деятельности»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №82 Улыбка» Нижегородская обл. г.Дзержинск.

Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

 Скачать конспект

Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва.)

Что такое семья для ребёнка?

Семья для ребёнка — это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка.

В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность.

Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста (анкеты, опросы, беседы, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (25%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (45%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями.

Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей на каждом из возрастных этапов? Каквыстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в детский сад и волнуются за своих детей?

Содержание, формы и методы общения педагога — психолога в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс.

Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные и созидательные отношения. Функция возвышения в процессе общения с семьей обеспечивается рядом операций: положительным подкреплением, обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы.

Данная проблема всегда была важной, так как участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Психолог оказывает помощь, в преодолении ошибки в семейном воспитании, связанные с неправильным, узким представлением родителей об объёме своих функций и возможностей их реализации. Деятельность педагога-психолога очень востребована родителями детей посещающих дошкольное учреждение. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволяют учесть потребности родителей, будет способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие детского сада в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. Первое знакомство педагога — психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, в нашем детском саду педагоги стараются с самого начала, правильно организовать свой контакт с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия. Для улучшения самочувствия детей в период адаптации серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения. Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с семьей, в привлечении ее к более тесному контакту с педагогами и детьми. Зачастую нам, педагогам – психологам, необходимо самим налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и педагогическая подготовка оставляет желать лучшего. Чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания ребенка вопросы, каждому родителю приходиться напоминать возрастные кризисы, которые были у него в детстве. Они не могли не повлиять на его отношения к детям, способы их воспитания. Я предлагаю вспомнить все, чтобы адекватно оценить сложившую ситуацию, а что-то и исправить, если родитель готов идти на контакт. Как правило, человек, которого унижали или били родители в детстве, пройдя через это и начав свою семейную жизнь, сам бьет и унижает своих детей, забыв о своем печальном опыте. А предложив родителям вспомнить и оценить себя, при желании, родители многое могут исправить. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, потере семейных ценностей. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. Общаясь с родителями, часто приходится слышать жалобы на неблагодарных детей, которым было отдано «все», а они не любят родителей, как на это рассчитывалось. На самом же деле дети нам ничего не должны. Мы дали им жизнь так же, как нам дали жизнь наши родители. Мы в расчете. Когда родители жалуются на ребенка, у которого проблемы в поведении – они уверены, что психолог назовет причину, посоветует, что сделать с ребенком, может даст лекарство – и все исправится. И родители удивляются, когда я, как специалист, объясняю, что проблема ребенка на самом деле, отражает проблемы родителей. Я всегда говорю родителям такую фразу: «Дети копируют нас, взрослых, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии». В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение другого, надо в первую очередь измениться самому. И если родители готовы принять утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно узнать, как это можно будет сделать. Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, что является одним из направлений формирования нравственных ценностей детей дошкольного возраста. Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и детский сад по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

В системе взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:

  • невысокий уровень социально-психологической культуры участников образовательного пространства
  • недостаточный уровень сформированности доверительных и партнерских отношений между субъектами образовательного пространства
  • низкий уровень мотивации родителей на сотрудничество

- потребительский взгляд родителей на детский сад.

Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса.

Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ.

Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка.

Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей.

Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы.

Современные условия деятельности детского сада в рамках ФГОС выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.).

Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Поэтому на педагога -психолога возлагаются большие надежды. Иногда эти надежды оправданы, иногда завышаются возможности педагога-психолога. Однако непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психологическим развитием воспитанников позволяет педагогу-психологу своевременно оказывать помощь родителям воспитанников, посещающих детский сад. При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что взаимодействие с родителями дошкольников — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, приходится планировать разнообразные формы работы с родителями; использовать все имеющиеся в арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте своих коллег. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.). Традиционно знакомство педагога — психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, общение, как правило, начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.

 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год