«Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ: цели, задачи, содержание деятельности» |
Психология | |||
Автор: Филимонова Ольга Николаевна Логинова Оксана Алексеевна Кокорева Светлана Владимировна Агафонова Ирина Александровна Носова Анна Александровна | |||
01.07.2023 22:14 | |||
«Взаимодействие педагога-психолога с родителями в ДОУ: цели, задачи, содержание деятельности» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад №82 Улыбка» Нижегородская обл. г.Дзержинск. Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Семья – поистине высокое творенье. Она заслон надёжный и причал. Она даёт призванье и рожденье. Она для нас основа всех начал. (Е. А. Мухачёва.) Что такое семья для ребёнка? Семья для ребёнка — это место рождения и основная среда обитания, это общность близких людей, которые понимают его и принимают таким, какой он есть. Кроме того, семья – это первая социальная школа отношений с людьми и персональная микросреда развития личности. В семье ребёнок получает основы знаний об окружающем мире и переживает весь спектр социальных чувств. Семья является существенным фактором интеллектуального развития, духовного становления и эмоционального благополучия всех членов и, прежде всего ребёнка. В современных социальных условиях в основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Как показало изучение специфики семей группы раннего возраста (анкеты, опросы, беседы, родители часто испытывают определённые трудности в воспитании своих детей (25%). Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе (30%, неумения выбирать методическую литературу и практические пособия для развития малышей (45%). Многие родители не понимают важности работы с маленькими детьми. А ведь ранний возраст — это время, когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека. Именно этот период детства очень важен, так как дефицит воспитания в раннем возрасте оборачивается невосполнимыми потерями. Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей на каждом из возрастных этапов? Каквыстроить доверительные отношения с родителями, которые впервые пришли в детский сад и волнуются за своих детей? Содержание, формы и методы общения педагога — психолога в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую, прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. Родителям необходимо показать уникальность и значение правильного воспитания ребенка с первых лет жизни. Успешный контакт родителей и педагогов приобретает еще большее значение в период адаптации ребенка к детскому саду, поскольку для малыша период отрыва от семьи очень тяжелый и болезненный процесс. Главное условие развития взаимодействия с семьей – общение в системе «педагог – ребенок – родитель». Готовность педагога к диалогу проявляется в овладении основными функциями педагогического общения: открытия, соучастия, возвышения партнера. Без первых двух функций не состоится поддерживающее взаимодействие, без функции возвышения не смогут развиваться конструктивные и созидательные отношения. Функция возвышения в процессе общения с семьей обеспечивается рядом операций: положительным подкреплением, обращением за помощью; авансированием успешной совместной деятельности, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы. Данная проблема всегда была важной, так как участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями, мы помогаем им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка. Актуальность проблемы состоит еще и в том, что детский сад – является первым вне семейным социальным институтом, первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Психолог оказывает помощь, в преодолении ошибки в семейном воспитании, связанные с неправильным, узким представлением родителей об объёме своих функций и возможностей их реализации. Деятельность педагога-психолога очень востребована родителями детей посещающих дошкольное учреждение. Важно найти такие формы и методы работы, которые позволяют учесть потребности родителей, будет способствовать формированию активной родительской позиции. Организованное сотрудничество может дать импульс к построению взаимодействия с семьей на качественной основе, предполагающей не просто совместное участие детского сада в воспитании ребенка, а осознание общих целей, формирование доверительных отношений и стремление к взаимопониманию. Первое знакомство педагога — психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад. И именно в этот момент, в нашем детском саду педагоги стараются с самого начала, правильно организовать свой контакт с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия. Для улучшения самочувствия детей в период адаптации серьезное значение имеет участие родителей в жизни детского сада. Это не просто налаживание более тесной связи с семьей, а такие формы, как посещение родителями группы в любое время, присутствие их на занятиях, участие в играх, прогулках, праздниках, днях рождения. Не все родители, однако, в достаточной мере подготовлены к участию в жизни детского сада, и в сложных случаях психолог может выступать в качестве посредника при общении воспитателя с семьей, в привлечении ее к более тесному контакту с педагогами и детьми. Зачастую нам, педагогам – психологам, необходимо самим налаживать контакт с родителями, так кaк их психологическая и педагогическая подготовка оставляет желать лучшего. Чтобы ответить на возникающие в процессе воспитания ребенка вопросы, каждому родителю приходиться напоминать возрастные кризисы, которые были у него в детстве. Они не могли не повлиять на его отношения к детям, способы их воспитания. Я предлагаю вспомнить все, чтобы адекватно оценить сложившую ситуацию, а что-то и исправить, если родитель готов идти на контакт. Как правило, человек, которого унижали или били родители в детстве, пройдя через это и начав свою семейную жизнь, сам бьет и унижает своих детей, забыв о своем печальном опыте. А предложив родителям вспомнить и оценить себя, при желании, родители многое могут исправить. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, — не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности, потере семейных ценностей. Сегодня материальные ценности превозносят над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Поэтому духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой — служение добру, служение людям. Общаясь с родителями, часто приходится слышать жалобы на неблагодарных детей, которым было отдано «все», а они не любят родителей, как на это рассчитывалось. На самом же деле дети нам ничего не должны. Мы дали им жизнь так же, как нам дали жизнь наши родители. Мы в расчете. Когда родители жалуются на ребенка, у которого проблемы в поведении – они уверены, что психолог назовет причину, посоветует, что сделать с ребенком, может даст лекарство – и все исправится. И родители удивляются, когда я, как специалист, объясняю, что проблема ребенка на самом деле, отражает проблемы родителей. Я всегда говорю родителям такую фразу: «Дети копируют нас, взрослых, так пусть нам приятно будет смотреть на свои копии». В современной психологической науке есть очень важное положение: если хочешь изменить поведение другого, надо в первую очередь измениться самому. И если родители готовы принять утверждение о том, что, только изменившись сами, они смогут изменить своего ребенка, то им будет интересно узнать, как это можно будет сделать. Именно поэтому в последнее время делается акцент на духовно-нравственное воспитание дошкольников и подростков, что является одним из направлений формирования нравственных ценностей детей дошкольного возраста. Детский сад и семья составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду – образовательное пространство. И семья, и детский сад по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. В системе взаимодействия педагогов дошкольного учреждения и родителей зачастую наблюдается ряд проблем снижающих уровень коррекционно-образовательной деятельности ДОУ:
- потребительский взгляд родителей на детский сад. Таким образом, воспитательный потенциал семьи не используется родителями в полной мере. Чтобы грамотно воспитывать ребенка, добиваться положительных результатов в коррекционно-образовательном процессе, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех участников этого процесса. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство ДОУ. Активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным. Необходимо предоставить родителям возможность быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в ДОУ. Необходимость организации работы педагога-психолога с родителями связана в первую очередь со стремлением способствовать созданию единой воспитательной среды, которая позволит максимально раскрыть потенциальные возможности каждого ребенка. Общепризнан приоритет семейного воспитания над общественным. Индивидуальность ребенка формируется в семье, поэтому психологическое просвещение родителей является важной задачей педагога-психолога. Ведь не секрет, что часто родители обращаются за помощью к психологу только в кризисных ситуациях. В этих условиях необходимо организовать профилактическое взаимодействие педагога-психолога с семьей, используя все многообразие форм и методов работы так, чтобы это направление стало востребованным со стороны родителей. Особенно важно наладить контакт между родителями и педагогом-психологом именно в дошкольный период жизни ребенка, когда заинтересованность родителей в психологическом просвещении очень высока. Ведь родители дошкольников особенно остро ощущают свою значимость в жизни ребенка с одной стороны, а с другой стороны – впервые сталкиваются с трудностями в детско-родительских отношениях, с другими проблемами психологического характера. Если такой контакт будет налажен еще в детском саду, то это решит не только проблему повышения психологической грамотности родителей дошкольников, но и послужит в будущем надежной основой для построения взаимодействия родителей с психологами школы. Современные условия деятельности детского сада в рамках ФГОС выдвигают взаимодействие с семьей на одно из ведущих мест, по мнению специалистов, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия (Е. П. Арнаутова, О.Л. Зверева, В.П. Дуброва, и др.). Родители являются основными заказчиками ДОУ, поэтому взаимодействие педагогов с ними просто не возможно без учета интересов и запросов семьи. Именно по этой причине целесообразно ориентироваться на поиск таких форм и методов работы, которые позволяют учесть актуальные потребности родителей, способствуют формированию активной родительской позиции. Поэтому на педагога -психолога возлагаются большие надежды. Иногда эти надежды оправданы, иногда завышаются возможности педагога-психолога. Однако непосредственное участие в жизни детей, психологическое сопровождение, контроль за психологическим развитием воспитанников позволяет педагогу-психологу своевременно оказывать помощь родителям воспитанников, посещающих детский сад. При этом личный профессиональный опыт позволяет сделать вывод, что взаимодействие с родителями дошкольников — одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, приходится планировать разнообразные формы работы с родителями; использовать все имеющиеся в арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть в его личном профессиональном опыте и в опыте своих коллег. Это, в частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом; в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением как со сверстниками, так и со взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.). Традиционно знакомство педагога — психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, общение, как правило, начинается с ознакомительной беседы при принятии ребенка в детский сад. В беседе выявляются отношение родителей к поступлению ребенка в детский сад, их пожелания к работе воспитателей, предполагаемая степень участия в работе учреждения, устанавливаются партнерские, доброжелательные отношения родителей с психологом. Возможны и другие формы взаимодействия с семьей до поступления ребенка в учреждение. Можно пригласить родителей с детьми посмотреть детский сад, будущую группу, показать оснащение сада (учебный и игровой материал), площадку для прогулки и т.д. Такая демонстрация удовлетворит детское любопытство и поможет родителям почувствовать себя более уверенно, ощутить свою причастность к происходящему в детском саду.
|