«Работа с тревожными и агрессивными детьми методом театрализации». |
Психология | |||
Автор: Ахмерова Ольга Алексеевна | |||
02.07.2023 19:25 | |||
«Работа с тревожными и агрессивными детьми методом театрализации». Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей. Б. М. Теплов В современном мире технологий и завышенных материальных потребностей общество часто забывает о духовном развитии. Даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, насыщены отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушивается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. И стает вопрос, как уберечь его от такой страшной разрушительной силы?
Многие авторы (Сорокина Н.Ф., Менджерицкая Д.В., Ануфриева Г.В. и др.) утверждают, что сейчас в детских садах дети стали меньше играть, особенно в театрализованные игры. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что отрицательно отражается на психическом и личностном развитии детей. Об этом свидетельствует значительный рост количества дошкольников, имеющих речевые отклонения, отклонения в эмоционально-волевой сфере. В результате чего, увеличилось число дошкольников с низким уровнем коммуникативного развития: недостаточной произвольностью поведения, эмоциональной неуравновешенностью, сложностью в налаживании отношений со сверстниками и взрослыми, слабо развитой речью, не умеющих поддержать беседу, высказать свою точку зрения. В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать в дошкольном детстве, а не способность чувствовать, думать и творить. Если не обратить внимания на эти проблемы в дошкольном детстве, то в будущем их станет намного больше, так как одни нерешенные проблемы влекут за собой другие, более сложные. Поэтому я старалась найти наиболее эффективный метод коррекции часто встречающихся негативных проявлений личности у детей. В нашем детском саду начал свою работу театрализованный кружок «В гостях у сказки». Как руководитель кружка, я все больше убеждалась в эффективности театрализованной деятельности для снижения агрессивности, замкнутости, тревожности, страхов, проблем в общении дошкольников, неадекватной самооценки. Театрализованная деятельность наиболее соответствует природе детства, поскольку, во-первых, наиболее близка основному виду деятельности детей дошкольного возраста – игре, а во-вторых, сочетает в себе множество способов творческого самовыражения. Дошкольникам с проблемами установления контактов со сверстниками на помощь приходит театрализованная деятельность, где разыгрывая роль в театральных постановках, ребенок учится находить способы общения, со временем избавляясь от робости. В ходе занятий театрального кружка пополняется и активизируется словарный запас, развивается речь – важнейший инструмент межличностного общения. Театральное искусство – это и уроки сопереживания, коммуникативности, нравственности. Это воспитание творческой личности в ребенке. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу, заставляют ребенка сочувствовать, сопереживать героям художественных произведений, ставить себя на их место. А это очень важно при воспитании гуманности. К тому же умение сочувствовать помогает детям избавиться от излишней тревожности. А присущий любой сказке добрый конец рождает у детей чувство уверенности в себе, своих силах, помогает справиться со страхом перед окружающим миром сложных человеческих взаимоотношений. Агрессивный ребенок в театрализованной игре учится осознавать и управлять своими эмоциями и чувствами. В работе мне помогают и психотерапевтические сказки, направленные на коррекцию определенных особенностей детей. (Иногда мы с детьми совместно придумываем подобные сказки). Знакомство с театром происходит по принципу «от простого к сложному». В первую очередь мы активизируем уже имеющиеся у детей знания о театре, дополняем их, а далее постепенно вводим новые представления, начиная с простейших. На занятиях мы используем разнообразные виды театрального искусства: кукольный, настольный, драматизацию. Они, по моему мнению, наиболее эффективны в работе с психологическими проблемами детей. В целях изучения эффективности использования театрализованной деятельности в коррекции психологических проблем дошкольников была проведена диагностика детей экспериментальной группы (15 детей старшего дошкольного возраста) на исследование уровня агрессивности (методика «Кактус», «Несуществующее животное»), застенчивости/неуверенности в себе (наблюдения, методика «Лестница»), страхов (Опросник А.И. Захарова) и тревожности (Шкала тревожности А.М. Прихожан). Диагностика проводилась в начале и в конце учебного года. В результате проведения первого исследования мной было установлено следующее: 40% детей экспериментальной группы имеют высокий уровень агрессивности, 40% детей — застенчивые дети, неуверенные, у 73% детей завышено число страхов, 66, 7% – тревожные дети. Также была проведена повторная диагностика детей экспериментальной группы. Было выявлено, что число агрессивных детей сократилось на 33, 3%, количество страхов сократилось на 46%, тревожных – стало на 40% меньше, застенчивых и неуверенных в себе – стало на 30% меньше. В течение учебного года эти ребята посещали занятия театральной студии, направленные на коррекцию психологических проблем у детей. В мае состоялся отчетный показ спектакля для детей младших групп. Ребята представили вниманию зрителей то, как из застенчивых, тревожных или агрессивных ребятишек можно возрасти до настоящих артистов. Зрители получили неподдельное удовольствие. Таким образом, театрализованная деятельность имеет большое значение для воспитания творческой, психологически здоровой личности. Театрализованные занятия очень интересны детям, на них психологически комфортно, ребята активны и открыты. Занятия построены таким образом, что при выполнении определенных видов заданий детям необходимо осознание того, что наиболее эффективным результат деятельности будет тогда, когда он достигнут общими усилиями. Каждый ребенок индивидуален, но и каждый детский коллектив уникален. В кружке занимаются дети 5-7 лет, т.е. старший и подготовительный возраст. Прежде чем прийти к формату кружка, работа проводилась в рамках работы по пропаганде БДД. Работая с ребятами из отряда ЮИД, старалась привлекать к участию детей с проблемами поведения и ярлыками воспитателей. Итоговые постановки, обычно 2 в год, носят характер пропаганды БДД. Занятия проходят во второй половине дня 2 раза в неделю по 30-40 минут. На занятиях берем инсценировки, сказки, сюжеты исходя из потребностей детей и их проблем. Так же включаю в занятия обучение глубокому дыханию, расслаблению, мнемотехники, элементы психогимнастики и развития межполушарных связей. При работе над итоговой постановкой, дети самостоятельно выбирают роли. На репетиции, когда все дети уже хорошо ориентируются в словах, меняю роли, т.е. дети успевают примерить на себе все роли. Методические приемы:
После анализа сказки прошу детей рассказать о том как выглядит герой: его внешний вид, рост, вес, цвет волос и глаз, одежда, какие атрибуты у него с собой, изобразить позу, походку, выражение лица.
Произносим с детьми вместе или по очереди эмоционально окрашенные фразы из текста, передавая силой голоса эмоциональную нагрузку.
В начале каждого занятия прошу детей рассказать и мимикой показать их эмоциональное состояние в данный момент. Также играем в игры «Море волнуется раз… (фигура радости или удивления и т.д.), «Испорченный видеотелефон» (передать мимикой эмоцию показанную ведущим на карточке либо лично).
Например, ты видишь что твои товарищи делят игрушку как быть?, Волк хочет съесть трех поросят…
|