Дошкольник            
                   
Получить сертификат публикации

Педагогам

Поиск

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру - сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф - журнал воспитателя.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования
Яндекс.Метрика

Размещаем статьи

Публикация статей бесплатно для педагогов с выдачей сертификата

Условия выдачи Сертификата

«Левша. Норма или отклонение?»
Психология
Автор: Хубиян Этери Ашотовна   
11.06.2023 08:52

«Левша. Норма или отклонение?»«Левша. Норма или отклонение?»

У вас ребенок левша? Вам повезло! Эти невероятные левши — искрометные, энергичные, эмоциональные, коммуникабельные, на генетическом уровне творческие личности – радость для родителей!

До сих пор распространены ложные представления о леворукости. Некоторое время назад учеными выдвигалась гипотеза о связи леворукости с патологией. За последние 20 лет получены новые данные, противоречащие этой гипотезе. Леворукость – это не патология и не отклонение от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди! Многовековые исследования леворукости в разных странах и континентах доказали, что процентное соотношение леворуких и праворуких людей не изменилось. Сегодня их на земле около 19 процентов.

 

Скачать конспект

Во многих древних культурах считали, что человек должен быть симметричным, двуруким: нужно учить обе ноги, обе руки, оба глаза, обе стороны тела. До трех лет ребенок может пользоваться ложкой правой и левой рукой. От 3 до 5 лет больше левых и смешанных типов. Обратите внимание на детей, самостоятельно играющих на детской площадке. Крайне редко вы встретите тех, кто копает песок одной рукой. Практически во всех действиях участвуют обе руки. Но они неравнозначны: чаще всего ребенок одной копает, а второй не действует, а только опирается на нее. Можно припомнить подобное и в собственном опыте: на кухне человек обычно режет одной рукой, а предмет, который режет, придерживает другой. Следовательно, мы научились выделять руку, которая предпочитает выполнять определенные движения, и отличать ее от опорной.

Ловкость и силу рук обычно проверяют с помощью специальных методов, многие из которых доступны любому. Например, возьмите лист бумаги и попросите ребенка, держа карандаш вертикально, быстро ставить на нем точки сначала одной, а потом другой рукой. Вы тут же заметите, что однойрукой он ставит точки существенно быстрее, значит, именно она — самая ловкая.

Другой пример так же прост. Возьмите две половинки листа бумаги. Пусть ребенок зажмет изо всех сил каждую из них в кулачках. А потом, когда он раскроет кулачки, посмотрите, какой из листов более помят. Проведя подобные наблюдения, вы быстро обнаружите, что у многих детей часть действий выполняет одна рука, часть — другая, да и ловкой и сильной могут быть также разные руки. Именно поэтому исследователи предложили много разных терминов для подчеркивания неравнозначности рук в разных действиях, которые мы постараемся уточнить.

Только к 5-7 годам большинство детей делает выбор руки. Такой выбор свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. Полушария головного мозга управляют телом крест-накрест: за функцией левой половины тела отвечает правое полушарие и наоборот, за функцией правой половины тела – левое полушарие. В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость. Левое полушарие оперирует логическими конструкциями, фактами, счетом и письмом, словесно-знаковой информацией. Правое полушарие — интуицией, чувствами, творчеством, воображением, памятью.

В советские времена принято было переучивать леворуких детей. Сегодня ученые не согласны с этой теорией. Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие дети более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать свои эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения, сопровождается повышенной эмоциональностью. Это нужно учитывать родителям. Механизм вмешательства в работу мозга, повышенные требования, переучивание могут спровоцировать стресс, что может привести к формированию конкуренции двух (правого и левого) полушарий и, как следствие, к аллергическим реакциям, заиканию, энурезу, подавлению иммунной системы. Переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка. В этом случае мозговой контроль за структурами, участвующими в деятельности, будет требовать обмена информации между полушариями через недостаточно зрелое мозолистое тело. Именно в момент этого обмена будут возникать сложности при обуче-нии.

Как же определить, что ваш малыш левша? Если вашему ребенку исполнилось 5 лет, можно провести следующий тест.

  • Пальцы рук цепляем в замок. Если сверху будет большой палец левой руки, пишем Л, если правой – П
  • Прицеливаемся в воображаемую мишень. Если ребенок закрыл правый глаз, пишем букву Л, если левый – П
  • Cкрестите руки на груди. Если сверху будет правая рука, пишем букву П, если левая – Л
  • Левши обычно аплодируют левой рукой о правую (Л), если наоборот- П.

Если вы записали 4 П, то ваш ребенок на 100% праворукий. Если 4 Л — леворукий. Если разные буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий.

Если сравнивать способности леворуких и праворуких детей, то можно сказать, что способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону, что дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. Считается, что именно у леворуких встречается удивительно красивый каллиграфический почерк, хотя и крайне редко. В этом случае ребенок (обычно мальчик) воспринимает буквы как рисунки и получает удовольствие от того узора, который выходит из-под его руки.

Часто педагоги и специалистыговорят родителям: «Ну что вы хотите? У вас же ребенок леворукий!». Исследования функциональной асимметрии у детей, свидетельствуют о том, что леворукость — удобная «корзина», в которую можно списать все погрешности, связанные с несовершенством стандартной образовательной системы, направленной на обучение идеального ребенка и не желающей видеть реального. Но стандартного ре-бенка не существует, как не существует среднего человека.

Конечно, существуют особенности обучения и неудобствалеворуких детей в школе и дома. Например:

  • при обучении чтению и счету (читают слова и решают примеры справа налево,)
  • при обучении письму (зеркальное написание букв и цифр, плохой почерк- во избежание этой проблемы рекомендованы специальные ручки, прописи, ножницы, письменный стол)
  • ручки на дверцах шкафов тумбочек и бытовых предметов расположены с другой стороны
  • в школе за партой нужно сидеть слева, чтобы не мешать соседу правше.

Рекомендации родителям:

  • предупредить педагогов и специалистов об особенностях ребенка
  • поддерживать ребенка на каждом этапе обучения
  • уроки в школе лучше проверять и исправлять вместе и сразу, не оставлять ребенка наедине с его трудностями
  • быть лояльными к проявлению особенностей формирования мышления, внимания и речи
  • во время подготовки ребенка к школе для облегчения запоминания материала используйте наглядные пособия, так как левша мыслит образно
  • во время чтения предложите ребенку воспользоваться закладкой, линейкой, так как левше сложно уследить за строчками в тексте
  • приучайте ребенка пользоваться обеими руками (развлечения с мячом, лепка, игра на музыкальных инструментах)
  • желательны дополнительные занятия по танцам, музыке, рисованию.

Заключение.

Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, интересный и творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения.

Он должен понимать, что ничем не хуже других детей, а в чем-то даже превосходит их. Хочется добавить, что среди левшей, добившихся мирового признания, огромное количество гениальных людей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Рафаэль, Пушкин, Эйнштейн и др.

Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен! Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть.

Список литературы

  1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. М., 1998г, 240 стр.
  2. Безруких М.М., Князева М.Г.. Если ваш ребенок левша. М; Новая школа, 1994г., 107 стр
  3. Безруких М.М., Эфимова С.П., Ребенок идет в школу. М; МГУ, 1991г, 93 стр
  4. Николаева Е.И. Леворукий ребенок: диагностика, обучение, коррекция. С-Петербург, 2005г. Детство-пресс. 128 стр
  5. Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М; МГУ, 1991г. 93 стр
 

Журнал

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Бесплатная подписка

Как попасть в журнал

Как попасть на обложку журнала

Бесплатный архив номеров

Приглашаем педагогов к размещению материала. Статьи можно присылать по адресу: doshkolnik@list.ru

Ближайший номер 46 (362) выйдет
29 декабря 2024

"Дошкольник.РФ"

Скачать Номер 45 (361) за 2024 год
Скачать Номер 44 (360) за 2024 год
Скачать Номер 43 (359) за 2024 год
Скачать Номер 42 (358) за 2024 год
Скачать Номер 41 (357) за 2024 год
Скачать Номер 40 (356) за 2024 год
Скачать Номер 39 (355) за 2024 год
Скачать Номер 38 (354) за 2024 год
Скачать Номер 37 (353) за 2024 год
Скачать Номер 36 (352) за 2024 год
Скачать Номер 35 (351) за 2024 год
Скачать Номер 34 (350) за 2024 год
Скачать Номер 33 (349) за 2024 год