«Левша. Норма или отклонение?» |
Психология | |||
Автор: Хубиян Этери Ашотовна | |||
11.06.2023 08:52 | |||
«Левша. Норма или отклонение?» У вас ребенок левша? Вам повезло! Эти невероятные левши — искрометные, энергичные, эмоциональные, коммуникабельные, на генетическом уровне творческие личности – радость для родителей! До сих пор распространены ложные представления о леворукости. Некоторое время назад учеными выдвигалась гипотеза о связи леворукости с патологией. За последние 20 лет получены новые данные, противоречащие этой гипотезе. Леворукость – это не патология и не отклонение от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди! Многовековые исследования леворукости в разных странах и континентах доказали, что процентное соотношение леворуких и праворуких людей не изменилось. Сегодня их на земле около 19 процентов.
Во многих древних культурах считали, что человек должен быть симметричным, двуруким: нужно учить обе ноги, обе руки, оба глаза, обе стороны тела. До трех лет ребенок может пользоваться ложкой правой и левой рукой. От 3 до 5 лет больше левых и смешанных типов. Обратите внимание на детей, самостоятельно играющих на детской площадке. Крайне редко вы встретите тех, кто копает песок одной рукой. Практически во всех действиях участвуют обе руки. Но они неравнозначны: чаще всего ребенок одной копает, а второй не действует, а только опирается на нее. Можно припомнить подобное и в собственном опыте: на кухне человек обычно режет одной рукой, а предмет, который режет, придерживает другой. Следовательно, мы научились выделять руку, которая предпочитает выполнять определенные движения, и отличать ее от опорной. Ловкость и силу рук обычно проверяют с помощью специальных методов, многие из которых доступны любому. Например, возьмите лист бумаги и попросите ребенка, держа карандаш вертикально, быстро ставить на нем точки сначала одной, а потом другой рукой. Вы тут же заметите, что однойрукой он ставит точки существенно быстрее, значит, именно она — самая ловкая. Другой пример так же прост. Возьмите две половинки листа бумаги. Пусть ребенок зажмет изо всех сил каждую из них в кулачках. А потом, когда он раскроет кулачки, посмотрите, какой из листов более помят. Проведя подобные наблюдения, вы быстро обнаружите, что у многих детей часть действий выполняет одна рука, часть — другая, да и ловкой и сильной могут быть также разные руки. Именно поэтому исследователи предложили много разных терминов для подчеркивания неравнозначности рук в разных действиях, которые мы постараемся уточнить. Только к 5-7 годам большинство детей делает выбор руки. Такой выбор свидетельствует о том, что вступило в силу высшее управление деятельностью: все процессы стала контролировать кора головного мозга. Полушария головного мозга управляют телом крест-накрест: за функцией левой половины тела отвечает правое полушарие и наоборот, за функцией правой половины тела – левое полушарие. В основе левшества лежит скорость созревания мозга. Чем быстрее этот процесс, тем больше вероятность праворукости, чем медленнее – тем более вероятна леворукость. Левое полушарие оперирует логическими конструкциями, фактами, счетом и письмом, словесно-знаковой информацией. Правое полушарие — интуицией, чувствами, творчеством, воображением, памятью. В советские времена принято было переучивать леворуких детей. Сегодня ученые не согласны с этой теорией. Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие дети более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны контролировать свои эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения, сопровождается повышенной эмоциональностью. Это нужно учитывать родителям. Механизм вмешательства в работу мозга, повышенные требования, переучивание могут спровоцировать стресс, что может привести к формированию конкуренции двух (правого и левого) полушарий и, как следствие, к аллергическим реакциям, заиканию, энурезу, подавлению иммунной системы. Переучивание может затормозить нормальное развитие ребенка. В этом случае мозговой контроль за структурами, участвующими в деятельности, будет требовать обмена информации между полушариями через недостаточно зрелое мозолистое тело. Именно в момент этого обмена будут возникать сложности при обуче-нии. Как же определить, что ваш малыш левша? Если вашему ребенку исполнилось 5 лет, можно провести следующий тест.
Если вы записали 4 П, то ваш ребенок на 100% праворукий. Если 4 Л — леворукий. Если разные буквы, то можно увидеть процент доминирования одного из полушарий. Если сравнивать способности леворуких и праворуких детей, то можно сказать, что способности у детей с доминирующей левой и правой рукой абсолютно не отличаются ни в лучшую, ни в худшую сторону, что дети-левши имеют более высокие показатели нервно-психической деятельности и способны быстее адаптироваться к непривычным условиям внешнего мира. Считается, что именно у леворуких встречается удивительно красивый каллиграфический почерк, хотя и крайне редко. В этом случае ребенок (обычно мальчик) воспринимает буквы как рисунки и получает удовольствие от того узора, который выходит из-под его руки. Часто педагоги и специалистыговорят родителям: «Ну что вы хотите? У вас же ребенок леворукий!». Исследования функциональной асимметрии у детей, свидетельствуют о том, что леворукость — удобная «корзина», в которую можно списать все погрешности, связанные с несовершенством стандартной образовательной системы, направленной на обучение идеального ребенка и не желающей видеть реального. Но стандартного ре-бенка не существует, как не существует среднего человека. Конечно, существуют особенности обучения и неудобствалеворуких детей в школе и дома. Например:
Рекомендации родителям:
Заключение. Обучение и воспитание леворукого ребенка – процесс сложный, интересный и творческий. Ребенок будет заставлять вас принимать нетривиальные решения. Он должен понимать, что ничем не хуже других детей, а в чем-то даже превосходит их. Хочется добавить, что среди левшей, добившихся мирового признания, огромное количество гениальных людей: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бетховен, Рафаэль, Пушкин, Эйнштейн и др. Не загоняйте его в рамки праворукого мира, и тогда успех ему будет обеспечен! Помогите малышу принять свою уникальность и любите его таким, какой он есть. Список литературы
|