Рекомендации по социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством формирования социально-коммуникативных навыков |
Психология | |||
Автор: Мамасуева Юлия Николаевна Широких Лидия Михайловна Шатова Татьяна Викторовна Никифорова Леся Викторовна | |||
01.06.2023 20:52 | |||
Рекомендации по социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством формирования социально-коммуникативных навыков Социализация – это процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. У детей с ЗПР даже к концу дошкольного возраста игра не достигает уровня ведущей деятельности без специальной психолого-педагогической коррекции. Сказкотерапия позволяет расширить кругозор, формировать целостные представления об окружающем мире, оказывать влияния на развитие познавательной, эмоционально-волевой и речевой сферы.
С помощью сказкотерапии мы выявляем психическое развитие ребенка, отношение к себе и окружающим, скрытые мотивы поведения. Применение данного метода позволяет нам решить ряд педагогических и психологических проблем, возникающих у детей дошкольного возраста с ЗПР. В частности, посредством сказкотерапии педагог способствует развитию творческого и образного мышления, фонематического слуха, совершенствованию вербального языка, умению устанавливать причинно-следственные связи. В работе с детьми с ЗПР эффективно использование ароматерапии. Ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Ароматерапия – это как бы новый виток по спирали: использование уже известных и проверенных веками сведений об ароматах и внедрение новых, основанных на более высоком научном уровне, базирующемся на глубоком знании биологии человека. Дети — чувствительные и впечатлительные натуры, воспринимающие действие ароматерапии без всякого предубеждения, поэтому их реакция на эфирные масла всегда положительна. Аромамасла стимулируют нервную систему, выключают нервное напряжение, снимают стрессовые состояния. Уменьшают раздражительность, эмоциональную возбудимость, нормализуют сон, устраняют навязчивые состояния, повышают работоспособность. Растительные ароматические вещества положительно влияют на сердечно-сосудистую систему. Эфирные масла используют также для повышения работоспособности, памяти, внимания, точности выполнения задания. Очень важно! Перед использованием аромамасел у детей необходимо обязательно посоветоваться с родителями и врачом, работающим в школе. Не менее важна театрализованная деятельность для успешной социализации детей. В процессе театрализованной деятельности организуем игры-драматизации и режиссёрские игры. Для этого используются следующий материал: дидактические объемные и плоскостные куклы, костюмы, иллюстрации. Материал подбирается с учетом детей с ЗПР и соответствует задачам и содержанию данной деятельности. Проведение театрализованных игр мы организуем в два этапа: подготовительный и основной. На всех этапах реализуются следующие задачи: Задачи, реализующиеся в театрализованной деятельности:
Дети с ЗПР общаются с норматипичными детьми в игровой деятельности, посредством таких совместных мероприятий, как «Осень в гости к нам пришла», «Зимние забавы», «Масленница», день матери, 23 февраля, «Космическое путешествие» и др. Учитывая, что у дошкольника с ЗПР картина окружающего мира фрагментарная, а «осколки» окружающего мира не связаны друг с другом и ребенок не может объединить родственные объекты и установить связи между объектами и явлениями природы необходимо проводить совместные экскурсии и целевые прогулки по микрорайону, в парк, в библиотеку, в ДК. Важнейшим институтом социализации является семья. Не имея глубоких знаний о природе ЗПР, родители не всегда понимают трудности детей в обучении, неадекватно оценивают их возможности, не осознают своей роли в воспитании и развитии таких детей; более того, они испытывают чувство неудовлетворенности вследствие несбывшихся ожиданий, что негативно отражается на их отношениях. Для преодоления подобных проявлений, мы используем разнообразные формы работы с семьей: коллективные, индивидуальные, и формы наглядного информационного обеспечения. Индивидуальные формы – анкетирования и опросы, беседы и консультации педагогов. Таким образом, вся работа по социальному развитию нацелена на формирование у детей с ЗПР навыков продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, их подготовку к школьному обучению, а в конечном итоге – на адаптацию к жизни в быстро изменяющимся и нестабильном мире.
|