Создание условий для психического здоровья ребенка в рамках современного дошкольного образовательного учреждения |
Психология | |||
Автор: Е. А. Бажина Е. В. Грохотова | |||
26.05.2023 12:48 | |||
Создание условий для психического здоровья ребенка в рамках современного дошкольного образовательного учреждения
Проблема. психологического здоровья детей дошкольного возра. ста. является центра. льной в ра. зра. ботке на. учных основ детской пра. ктической психологии. Психологическое здоровье, основа. жизнеспособности ребенка., которому в процессе детства. и отрочества. приходится реша. ть отнюдь непростые за. да. чи своей жизни: овла. дева. ть собственным телом и собственным поведением, на. уча. ться жить, ра. бота. ть, учиться и нести ответственность за. себя и других, осва. ива. ть систему на. учных зна. ний и социа. льных на. выков, ра. звива. ть свои способности и строить обра. з «Я» [4]. Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и га. ра. нтия бла. гополучия человека. в жизни, очевидно, ни родителям, ни педа. гога. м не стоит экономить силы на. его формирова. ние в детстве. Сегодня, в условиях реа. лиза. ции комплексного проекта. модерниза. ции, за. бота. о психологической безопа. сности и здоровье детей ста. новится обяза. тельным целевым ориентиром в ра. боте ка. ждого обра. зова. тельного учреждения и педа. гога., пока. за. телем достижения ими современного ка. чества. обра. зова. ния [9]. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых да. ет ему за. щиту, та. к ка. к именно окружа. ющие ребенка. взрослые способны созда. ть приемлемые условия для его полноценного ра. звития. Основой та. кого ра. звития является психическое здоровье, от которого во многом за. висит здоровье в целом. Необходимо отметить и воздействие ряда. ва. жнейший на. на. ш взгляд фа. кторов, небла. гоприятно влияющих на. психологическое здоровья детей сегодня:
В ра. боте на. шего обра. зова. тельного учреждения мы выделяем три основных эта. па. (которые проходит ребёнок за. время своего пребыва. ния в детском са. ду), влияющих на. его психологическое здоровье, и упущение которых на. ми, взрослыми, ведёт к ра. звитию ра. зличных нега. тивных проблем у ребёнка.: а.да. пта. ции ребёнка. к дошкольному обра. зова. тельному учреждению; эмоциона. льно-личностного ра. звития (ка. к основы понима. ния внутреннего мира. ма. ленького человека., его психического состояния, и возможные перспективы коррекции и ра. звития); подготовки в школу и профила. ктики дезадаптации [8]. Для реализации этих эта. пов в детском са. ду мы используем целена. пра. вленную систему ра. боты по сохра. нению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента. поступления ребёнка. в ДОУ и за. ка. нчива. я его выпуском в первый кла. сс. Большую роль в своей ра. боте мы уделяем совместной работе с родителями, воспита. телями и специа. листа. ми ДОУ на. чина. я с яслей и продолжа. я до выпуска. детей в на. ча. льную школу. На. консульта. циях особое внима. ние уделяется фа. ктора. м среды, влияющим на. психологическое здоровье детей, орга. низа. ции помощи ребенку в период а.да. пта. ции. В ходе пла. нирова. ния профила. ктических и ра. звива. ющих мероприятий учитыва. ем проблемы преодоления гиперактивности, а.грессивности и т.д., а. та. кже мероприятия, связа. нные с подготовкой детей к школьному обучению [6]. Современные дошкольники та. кже ча. сто перегружены средства. ми ма. ссовой информа. ции, та. к ка. к все их внима. ние прикова. но к телевизора. м и компьютера. м. Результа. том является дефицит общения со сверстника. ми, родителями, а. та. кже притупление отзывчивости к чувства. м других. Поэтому в на. стоящее время все больше внима. ния необходимо уделять ра. звива. ющим за. нятиям и игровой деятельности. В процессе за. нятий а.ктивность ребенка. специа. льно на. пра. вляется на. ра. звитие психических процессов в на. иболее естественной для него форме – игре [7]. Кроме того, использова. ние игр способствует ра. звитию на. выков общения, уста. новлению вза. имопонима. ния, па. ртнёрства., ответственности и т.д. С за. стенчивыми детьми проводятся игры и упра. жнения, на. пра. вленные на. преодоление за. стенчивости, за. мкнутости, нерешительности, с гиперактивными – игры, на. пра. вленные на. ра. звитие внима. ния, контроля за. импульсивностью и упра. вление двига. тельной а.ктивностью, а. та. кже психогимнастические и телесно-ориентирова. нные упра. жнения, со всеми детьми – упра. жнения рела. кса. ционные и для снятия психо-эмоциона. льного на. пряжения [5]. Па. ра. ллельно с этими за. нятиями проводитсяа. нкетирова. ние родителей и воспита. телей с целью изучения дина. мики са. мочувствия детей, их на. строения и поведения [3]. Предста. вленна. я програ. мма. вза. имодействия специа. листов дошкольного учреждения с родителями и детьми способствует не только сохра. нению психологического здоровья детей дошкольного возра. ста., но и подготовкеего к следующему эта. пу – переходу из дошкольного учреждения в на. ча. льную школу. Кроме того, за. метно меняется и отношение родителей к воспита. нию детей; приходит понима. ние того, что, кроме идеа. льного ухода. и пра. вильного пита. ния, ребенку необходимы любовь и нежность, внима. ние, бога. тство эмоций, которые да. ет хороша. я, дружна. я семья. Воспита. ние детей – это постоянное творчество, к которому на. до быть готовым [9]. Чтобы обеспечить сохранение и укрепление психологического здоровья ребенка, необходимо знать его особенности, иметь четкое представление об уровне его развития, актуальных и потенциальных возможностях, потребностях. Для этого в нашем образовательном учреждении:
Подводя итоги, можно сделать вывод, что для сохранения психологического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей, с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и образовательном учреждении благоприятного психологического климата [7]. Мы считаем, что забота о психологическом здоровье ребенка, а значит, забота о психологическом здоровье родителей и педагогов – не просто модная тенденция сегодня или очередной педагогический изыск. Забота о здоровье детей в образовательном пространстве – это национальный приоритет, это забота о безопасности каждого растущего человека и безопасности нации завтра. ЛИТЕРАТУРА
|