«Волшебная сказкотерапия в развитии малышей» |
Психология | |||
Автор: Пургина Елена Ивановна | |||
20.03.2023 06:51 | |||
«Волшебная сказкотерапия в развитии малышей» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Починковский детский сад №8 Читая сказку, мы отправляемся в волшебное путешествие, которое захватывает и детей, и взрослых. Взрослые получают отличную возможность вернуться в детство, а дети расти и развиваться, получать знания и опыт в удобном для них формате. Читая добрые сказки, мы, взрослые, сможем объяснить и показать самые важные и серьезные моменты из жизни, а так же вызвать у детей желание активно разговаривать, вступать в диалог и обсуждать героев.
Тенденция последних лет такова, что остро встает вопрос в области развития речи у дошкольников. Эта проблема является следствием снижения уровня общей и бытовой культуры и широкого распространения некачественных мультфильмов, агрессивных по своему содержанию. Также следствием проблемы развития речи можно считать большую занятость родителей и отсутствие времени на чтение художественной литературы. Педагоги в дошкольных учреждениях все чаще обращают внимание на то, что дома ребенку не читают сказок. А ведь чтение сказок является очень важным аспектом в области развития детей. В сказках дети видят интересный, захватывающий мир, который больше понятен им. Если ребенок верит в Деда Мороза, в чудеса, которые происходят в Новогодние праздники, его детство можно назвать счастливым, а эмоциональному состоянию ребенка можно дать высокую оценку. Развитие умственных способностей дошкольников можно охарактеризовать формированием образного мышления. Детям легко представить и подумать о предметах, не видя их, проанализировать и сравнить их. Дети, с помощью сказки, пытаются сформировать модели действительности и составить ее описание. Сказка — это такая знаковая система, с помощью которой ребенок интерпретирует окружающую действительность. Сказкотерапия направлена на повышение детской самооценки, увеличение словарного запаса детей, на развитие их воображения и мышления. Каждая группа сказок рассчитана на определенный возраст. Например, малышам 2-3 лет больше понятны и близки простые по содержанию, и короткие сказки, где в главных ролях выступают знакомые им животные – зайки, волки, мишки, и люди из ближайшего окружения – дедушки, бабушки, дети. В таких сказках, как «Колобок», «Репка», «Три медведя», простые персонажи, играючи, с песнями и шутками, рассказывают деткам о серьезных вещах. После прочтения этих сказок, малышам хочется перевоплощаться в главных героев, копировать их манеру поведения и повторять фразы за ними. Основной принцип подбора сказок для детей – это актуальность проблемной ситуации, ее простота и доступность для данного возраста, нравственный урок, который сможет дать сказка. Читая сказку «Репка», детям можно показать то, что только помощь и поддержка других людей позволяют достигнуть цели, которая не по силам одному человеку. Главная мысль сказки «Маша и медведь» заключается в том, что из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка. В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима. В МК ДОУ Починковский детский сад №8, во второй группе раннего возраста «Цыплята», поселилась Бабушка – Забавушка. Она очень добрая, и знает все сказки на свете. Одета она в русский народный костюм и фартук. На фартуке есть большие карманы, в которых она всегда прячет сюрпризы, задания и загадки для малышей. Живёт она в волшебном сказочном уголке, где хранит свои сказки. В уголке всегда чисто и уютно. На книжных полках располагаются разные книжки со сказками. Здесь же живут персонажи из сказок, которые помогают деткам в знакомстве со сказками. Есть у бабушки волшебный сундучок, в котором каждый день прячется сказка, и не просто прячется, а в виде персонажа или атрибута из сказки. Если это знакомая сказка, то ребятки должны сказать, из какой сказки этот персонаж или атрибут. А если это новая, не знакомая для ребят сказка, в сундуке прячется совушка, которая извещает о том, что сейчас ребятки услышат новую сказку. Также в группе сделаны дидактические игры, где главные герои приклеены на липучках. В данной игре, ребенок может рассказывать сказку и помещать героя в нужное место, в определенной последовательности. Активно в работе в области «Сказкотерапии» участвуют родители. Педагогу необходимо постоянно рассказывать им о роли сказок в развитии детей, разъяснить о значимости семейного чтения и подчеркнуть его безценный вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоций. Совместная работа педагогов и родителей в дальнейшем влияет на развитие словесного творчества будущих школьников и стремление сочинять свои собственные сказки. Совместно с малышами, многие семьи изготовили замечательные книжки-малышки, которые теперь поселились в библиотеке Бабушки – Рассказушки. Так же на полках библиотеки поселился Лэпбук по сказкам, в который малыши могут самостоятельно играть. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас. Перспективы развития заключаются в том, что планируется использование дидактического пособия не только в речевом развитии, но и в других образовательных областях, таких как художественно-эстетическое развитие, а дальнейшее использование дидактических пособий будет применяться в совместной и самостоятельной деятельности детей. Дети активно развиваются и получают много положительных эмоций играя в сказки. Воспитатель МК ДОУ Починковский детский сад №8 Пургина Елена Ивановна
|