«Содержание и перспективы психолого-педагогического сопровождения в ДОУ» |
Психология | |||
Автор: Косолапова Елена Павловна | |||
05.02.2023 23:43 | |||
«Содержание и перспективы психолого-педагогического сопровождения в ДОУ» «Выигрывает не тот, кто хочет кем-то стать, а тот, кто хочет что-то сделать» Афоризм Важное место в системе образования на современном этапе занимает психолого-педагогическое сопровождение. Психологи-практики нуждаются в особой теории, которая могла бы служить руководством к действию, средством понимания смысла своих действий, по определению Л.С. Выготского — в психотехнической теории (теории практики). Задаётся принципиально иной взгляд на ребенка в рамках психологической деятельности. По сути дела, ребенок является не объектом практической деятельности педагога-психолога, а субъектом. Ничто не может быть изменено в его внутреннем мире помимо его собственной воли, собственного желания. Психолог не воздействует на него своими специфическими способами и приемами, а взаимодействует с ним, предлагая различные пути решения тех или иных задач и проблем. Цель действий практического психолога не в том, чтобы заглянуть в его внутренний мир, узнать, как он устроен, его отношения с миром, а в том, чтобы организовать сотрудничество с ребенком, направленное на его самопознание, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений.
Основная задача педагога-психолога — создать условия для продуктивного движения ребенка по путям, которые выбрал он сам в соответствии с требованиями педагога и семьи. Методом и идеологией работы психолога является сопровождение. При сопровождении выделяются следующие компоненты: -Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамика его психического развития. При посещения ребенком дошкольного учреждения бережно и конфиденциально собирается и накапливается информация о различных сторонах динамики развития ребенка. Для получения и анализа информации такого рода используются методы педагогической и психологической диагностики. При этом психолог имеет представление о том, что именно должен знать о ребенке, на каких этапах развития диагностическое вмешательство действительно необходимо и какими средствами оно может быть осуществлено. Для оказания психолого-педагогической помощи детям с проблемами: конфликтной формой поведения, проблемы общения со взрослыми и сверстниками, низкий уровень психического развития, должна быть психологом продумана система действий, разработаны индивидуально-коррекционные программы. Преодолевая на своем личном профессиональном пути трудности в построении содержания своей работы в дошкольном учреждении, считаю лучшим вариантом психологической службы в детском саду — авторский, адекватно отвечающий потребностям детского сада. Диагностика имеет своей целью информационное обеспечение процесса сопровождения. Диагностика должна выступать не в плане вывешивания ярлыка ребенку, а в плане психологической помощи, основанной на индивидуальности ребенка. Проведение психологической диагностики в детском саду разделяется на несколько этапов: сбор предварительной информации о ребенке (анамнез), подбор методик их проведение и формулировка соответствующих рекомендаций. Анамнестический опросник (анкета) строится на основе возрастного принципа и состоит из следующих разделов: анкетные данные и сведения о семье, особенности перинатального периода развития ребенка, состояние здоровья к моменту обследования, где и кем воспитывался ребенок, развитие в младенческом и раннем возрасте, развитие ребенка в дошкольном возрасте. Педагог-психолог в дошкольном учреждении может наблюдать ребенка в его естественной ситуации, во всем разнообразии его реакций и отношений. Схема наблюдений за ребенком включает: внешний вид ребенка, образованность поведения, слышит ли ребенок педагога, особенность нервной системы (долго занимается одним делом), особенности мотивации, общий эмоциональный фон, особенности развития его речи. Результаты наблюдения за ребенком должны дополнять проведением стандартизированных методик. При проведении обследования нужно учитывать эмоциональное состояние ребенка. В процессе диагностики важно заинтересовать ребенка. В ходе обследования необходимо помнить, цель диагностики — не проведение максимального количества методик в сжатые сроки, а получение достоверных результатов, на основе которой строиться картина психического развития ребенка. В начале диагностируется познавательная и мотивационно-потребностная сфера, и лишь в конце диагностика эмоционально-личностной сферы. После обработки диагностических данных педагогам и родителям информация дается в виде рекомендаций по педагогической деятельности с ребенком. Особое место занимает диагностика психологической готовности к школе, которая решает вопросы профилактике школьной дезадаптации. Для успешной адаптации детей к условиям школы педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия со всеми детьми, идущих в первый класс. Основная цель занятий — это помощь детям в адаптации к школе, развитие навыка саморегуляции, снижение уровня тревожности, развитие познавательных и коммуникативных способностей. Активно используется игра, какая основная форма моделирования человеческих отношений (Д. Б. Эльконин). Многие дошкольники не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, необходимо организовать и обучать их ролевой игре. Такая группа развития может стать звеном плавного перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту. Параллельно ведется психологическое просвещение родителей по данным проблемам. Для снижения уровня тревожности родителей (дети, идущие в первый класс) проводятся мини-тренинги. Многие сложности, возникающие в детском саду, тесно связаны с типом семейных отношений. Родители проявляют разную степень активности и готовности работать с психологом. На родительском собрании родителей важно познакомить с возрастными трудностями, которые встречаются в ходе психического развития ребенка. Так, в младшем дошкольном возрасте особое внимание нужно уделять физическому развитию и развитию восприятия ребенка. Кризис трех лет, закладывающий основы произвольности, часто воспринимается родителями, как период, который важно пережить. Важно в этот период не вступать в конфронтацию с ребенком. Родители должны проявить эмпатию, согласиться с ребенком, предложить совместную альтернативу. Для того, чтобы показать родителю значимость игры, как основы формирования умений и навыков, можно обратиться к форме проведений игровых занятий. Предложить им задания с развивающими играми. Простые игровые задания, выполняемые родителями дают неожиданный результат. Дошкольный возраст — важный этап в развитии личности ребенка. Каждый возрастной период имеет свою ценность, свой потенциал развития, свое значение в переходе на следующий возрастной этап. Маленький ребенок очень пластичен и легкообучаем (А. В. Запорожец, 1986год), поэтому психолого-педагогическое сопровождение в дошкольном возрасте наиболее эффективно. Основное содержание сопровождения должно обеспечить создание условий для целостного воздействия на личность ребенка. У педагога-психолога есть представление о том, в какой именно сфере психического мира ребенка локализуется проблема, а также известны представления о возрастных потребностях. Необходимо соблюдать последовательность и преемственность в формах и методах практической работы с детьми. Участие ребенка в различных формах коррекционно-развивающей работы в течение всех лет пребывания в дошкольном учреждении будет значительно более продуктивным, если ребенок, родитель и воспитатель будет чувствовать в работе педагога-психолога определенную логику, последовательность и методическую преемственность. Педагог-психолог Е.П. Косолапова, дошкольное отделение «Морозко» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, 2022г.
|